Живые организмы могут жить везде: в глубоководных впадинах и даже кратерах действующих вулканов. Понятное дело, что это простейшие, человек разумный или гомо сапиенс, предпочитает цивилизацию, технологичность и урбанизацию. Ему подавай гаджеты, горячую воду, комфорт и уют. И чем больше человечество урбанизируется-технологизируется, тем меньше шанса у человека разумного впасть в деволюционные пассажи. Нет, конечно, мы тянемся к отдыху на природе, шуму прибоя, звонкоголосым ручьям и прохладе рек, но, с условием возврата в уютный мир кофемашин, утюгов, теплых полов, интернета и компьютера.
Когда на Донбассе в 2014-м году народ вскричал «назад в СССР», я несколько была удивлена. Ну, не может разумное стремиться к деградации. Вот, например, дайте ребенку сенсорный «айпод», научите им пользоваться, а потом резко суньте в его руки кнопочный телефон, а еще лучше калькулятор и счеты.
Нет, конечно же, и этими «гаджетами» прошлого века можно научить пользоваться, но есть ли смысл.
Есть ли смысл возвращаться туда, где не было анестезии при пломбировании зуба, где не было средств гигиены (женщины, пользовавшиеся ватой и тряпочками в критические дни, поймут, о чем речь), даже изделие № 1, так необходимое, чтобы «разумное, доброе, вечное» в лице рабоче-крестьянского класса умело регулировать свою популяцию, было в дефиците?
Есть ли смысл возвращаться туда, где о существовании туалетной бумаги узнали лишь сто лет после ее повсеместного применения «загнивающим западом»?
Есть ли смысл возвращать колхозы, трудодни, ГУЛаг, лагеря, стройки века, выстланные костьми и жизнями бесплатной трудовой рабочей силы – ЗЭКа?
Но «народ дамбаса» (не путать с жителями Луганской и Донецкой области) в критическом его большинстве хотел именно туда, где не было цивилизации, был дефицит, «по блату», очередь, драка за еду, номерок на руке, бесплатная работа за мизерную зарплату, но все в его жизни решала партия, не он, а именно партия, вела его в светлое никуда.
То есть, если вникнуть в суть, «нарот бамбаса» хотел деградировать. К простейшим. В Мариинские впадины цивилизации, в горящие кратеры войн, в простейшие отношения «сам дурак», отжимы сильнейшими у слабейших, к выживанию, к каннибализму, в русский мир.
Это поведение жителей некогда урбанизированных и технологических территорий, скорее всего, будет исследоваться социологами и психологами, так, как тот же животный мир, он идет вверх по эволюционной лестнице, и даже мир простейших старается развиваться, попадая в новые эволюционные условия. Но, чтобы вот так, сам человек, вершина, так сказать пищевой и эволюционной цепочки…
Знаете, чтобы рассказать новости из зоны, я, пожалуй, еще отвлекусь. Дело в том, что когда мои земляки из Донбасса слышат «я живу в селе», они в 95% рисуют себе грустную потемкинскую русскую деревню. Вернее, представляют именно то, что видели всю жизнь в Ростовской, Воронежской, Тамбовской, Архангельской и других областях РФ, куда ездили к родне.
Донбасс интернационален, а если быть точнее, он где-то с 1936-го заселен многообразием «русского мира», представленного удмуртами, чувашами, мордвой, марийцами, и другим мокшанским улусом, которые ехали сюда из холодного и голодного Поволжья, и других не менее голодных федеративных округов великой РФССР.
Конечно же, став гражданами Украины в 90-е, после получения гражданства из определения места жительства, эти люди в большинстве своем (не пишу все, так как встречала людей, имеющих не украинские и донбасские корни, а, скажем так, из понаехавших в 50-е из РФ, и ставших патриотами Украины) и все же в большинстве своем, не стали украинцами, и даже их дети, рожденные в Украине, в большей своей части говорят о себе «русский или советский человек».
Странно, но вот выселенные со своих земель и проживающие на Луганщине лемки, сохранили и свою культуру, и свою аутентичность, как и изгнанные из Крыма крымские татары, а вот, улуские потеряшки из эРэФии времен заселения Донбасса не смогли и не захотели сохранить свою аутентичность.
И мордва, мари, чуди, удмурты, чуваши тихо стали «гражданами Украины», не зная ни своего родного, ни русского, ни украинского языка. Такой вот человек совок, без родины, без корней, живущий исключительно партийной доктриной «отжать и заселить», и стал платформой войны и потянулся к привычной для него среде кочевой, захватнической деградационной среде Залесья.
Сейчас ОРДЛО, та часть украинских Луганской и Донецкой областей, которые Россия превратила в гетто, снова переживает бум обрусивания, происходящий за счет псковян, бурятов, и других ордынцев, стремящихся отжать и поделить уютные дома и квартиры украинцев. Военный и «уничтоженный Украиной» Донбасс все еще комфортнее для проживания многих райцентров и районов РФ.
Здесь, на Донбассе, который много лет был «в оккупации укропов», есть газ, вода, свет, работа, зарплата, больницы, дороги, интернет, остатки цивилизации еще приносят доход и дарят уют.
Поэтому ухоженные квартиры и дома изгнанных из родного дома украинцев снова занимает мокшанский улус, токающий, акающий, окающий и коверкающий некогда «великий и могучий» русский язык, от которого уже практически ничего и не осталось.
Многие мои земляки, встретившись и пообщавшись с ихтамнетами или понаехавшими мокшанами, ужасаются безграмотности и бескультурью «русских» людей.
Похоже, что носителями языка Бунина, Тургенева, Толстого, Пастернака, Ахматовой, Гумилева, Маяковского, Бродского и Есенина с Чеховым остались мы, русскоязычные выходцы из украинского Донбасса.
Так вот, для среднестатистического жителя Донбасса, который, имея родню в ЭрэФии, когда-либо видел их райцентр или их деревню, украинское село не вписывается в параметры этого мира.
Поэтому гостящие у меня в селе земляки сначала переживают шок: газ, вода, ФАП, больница, школа, детсад, банкомат, почта, терминалы в магазине, рыбхоз, фермы, предприятия, ухоженные поля, чистота, урночки для мусора, ухоженные обочины, не разбитые, а покрашенные и оформленные остановки, асфальт, интернет, работа, цивилизация.
Я смеюсь и ужасаюсь одновременно, это насколько вбито в голову пропагандой эСССРии, что село-это приговор, это меньшевартисть, это не для людей, а для скота. А потом вспоминаю, как бабушка рассказывала про голод, нищету, трудодни, рожали в поле, не было больничных, не было отпуска по родам, не было детсадов, не было элементарных товаров, редкие автолавки, заезжающие в село, и горящие глаза селянок, которые не могли на свою зарплату позволить купить цветастую модную шаль или отрез на платье.
А ведь мой Свердловск, Луганской области, где я жила до войны, такой же райцентр, как Канев. Просто у нас был город без района, то есть все села просто входили в подчинение Свердловского горсовета и его исполкома. И как жили наши приграничные донбасские села: Александровка, Панченково, Бирюково, Провалье, Медвежанка? И сотни других сел Донбасса? До войны?
А жили так, что приехавшие в них «асвабадители» не могли понять, что это село, спрашивали «какой йето горад»: спутниковые антенны над крытыми ондулином крышами, кованые ворота, асфальт, побеленные бордюры, иномарки у ворот, ванные комнаты в доме, сауны, баньки, автоматизированные свинарники…
Понятное дело, что такой Донбасс был лакомым кусочком для «асвабадителей». Вывозили «асвабадители» из разбитых и разграбленных городов и сел украинского приграничья все, даже использованные унитазы, жалюзи, ворота и заборы. https://www.youtube.com/watch?v=dEhNvhXrUO4
Сейчас много в интернете свидетельств от самих «кизяков», липецких, псковян с воронежцами, как огни «асвабаждали бамбас» - да, грабили, да, обстреливали, да, отжимали, да, убивали. https://www.youtube.com/watch?v=Q5c0Aeamjq4
И вот теперь снова о жизни и эволюции.
В ОРДЛО с момента перехода «рыспублиг» на отсос российской электроэнергии, подающейся со станции «Победа», веерные отключения проходят ежедневно.
Но, как в СССР, чтобы население верило в «срану», и не видело загнивания, веерные отключения в соцсетях подавались исключительно как «ремонт после попадания снаряда укропов» даже на тех территориях, где нет военных действий, или «обрезка веток и ремонт линии электропередач». Читая «завтра из-за проведения обрезки деревьев будет проведено отключение электроэнергии на улицах таких-то» среднестатистический «наварас» из «нарота бамбаса» не задавал себе вопросов. Даже, если обрезка деревьев проводилась на этой улице 3 раза в месяц.
И вот ОРДЛО погрузилось во тьму. Электроснабжение отсутствовало больше суток. Не было, соответственно, ни интернета, ни связи. Как же восприняли эту игру в темную жители ОРДЛО?
Мало кто из жителей Донбасса знает о энергозависимости и энергодефицитности Донецкой и Луганской областей. Зато все знают о том, что «бамбас всех кормит».
Понятное дело, что оккупировав часть Луганской и Донецкой области, оккупант обязан был взять на себя все обеспечение этого гетто зарплатой, пенсиями, выплатами, работой, ну, и коммунально-цивилизационными благами как-то свет, газ, связь.
Итак, до войны Луганская и Донецкая области получали больше 50% дотационной электроэнергии, то есть извне. Производимая на Донбассе, а именно на временно оккупированных территориях электроэнергия покрывалась извне аж на 75%.
Перед самой войной ТОВ ДТЭК стал заниматься ветрогенераторами, делая ставку на альтернативные источники получения электроэнергии, которые должны были не только уменьшить энергозависимость Донбасса, но и вывести его из потребления в поставщики.
Сейчас, когда все отжато и разбито, а ТОВ ДТЭК лавиврирует с ветрогенераторами, опасаясь санкций, и скрывая перетоки, структура покрытия баланса мощности ОРДЛО выглядит следующим образом: по линии 500 кВ от подстанции Шахты 500 кВ (Россия) до подстанции Победа 500 кВ (г.Краснодон) с транзитом на подстанцию Донбасская 750 кВ, по линии 500 кВ от подстанции Донбасская 750 кВ до подстанции Новодонбасская 500 кВ (г.Стаханов). Перетоки мощности регулируются в зависимости от режима сети. От подстанции Новодонбасская 500 кВ есть выходом в сеть 330 кВ через линию 220 кВ на подстанцию Михайловка 330 кВ и связью с Углегорской ТЭС (ОРДО).
Перетоков не хватает. Станция на грани. «Модернизация», это просто замена очень перегоревшего на что-то работающее, не более.
Но, что будет, если РФ из-за санкций остановит поставки электроэнергии? Или таким образом, лишив благ цивилизации, начнет подталкивать «нарот дамбаса» назад в Украину. Так сказать, кнутом и пряником.
Ничего! Пророссийски настроенные жители ОРДЛО приветствуют все ухудшения, которые несет им русский мир. Вот так-то!
Они радуются, как дети, что «нет света», дискотеке под генератор, чтению с фонариком, чайку, вскипяченному на дровах возле подъезда, посиделкам без телефона всей улицей возле костра.
Рассуждают, что это хорошо, что без света. Оторвались от интернета и телефона, рождаемость повысится, Китай обгонят.
Главное, чтобы «на Украине было еще хуже». Вот только в моем селе в Украине свет не отключают. Завод еще один будут запускать, чтобы свой асфальт по своим селам, входящим в громаду, делать, а вот свет, нет, не выключают, даже массово проводят замену деревянных столбов на бетонные.
Получается, что пророссийски настроенное большинство жителей ОРДЛО за любую деградацию и деэволюцию, лишь бы не с Украиной, лишь бы не в Украину, лишь бы «рыспублиги» и «русский мир». Война так ничему их и не научила.
Этот казалось бы, банальный эпизод с отключением, а как много он показал, что да, таки есть, он существует, этот «нарот бамбаса», готовый деградировать и жить в пещерах, зато в русском мире.
Правда, почему-то среди этого «нарота» готовых отказаться от украинских паспортов и украинских пенсии в ОРДЛО все меньше и меньше. На КПВВ задерживают все больше и больше тех, кто вчера воевал за «рыспублигу», а сегодня едет за биометрикой или пенсией. Достиг возраста для получения пенсии, нужна работа и передвижение в Польшу или Эстонию на заработки, и вот ты уже гражданин Украины, а паспорт «нарота бамбаса», как и авто-номер «лднр», прячешь в труселях или в кустах на обочине.
Сможем ли мы вернуть территории? Да! Сможем ли мы вернуть живущих там в цивилизацию? Да!
Сможем ли мы вернуть живущих там в гражданскую кую форму существования граждан и государства, в социум с обязанностями и правами?...
Пока человек радуется насилию над окружающими и собой, пока человек допускает насилие по отношению к себе, пока человек получает удовольствие от деградации, ответ один - нет!
Но не будем рассуждать о вечной моральной борьбе, идущей в нас, а просто вернемся к банальным вопросам:
- что будет с жителями ОРДЛО, если РФ из-за санкций остановит поставки электроэнергии в ОРДЛО?
-что будет с «наротом бамбаса», если Россия лишив благ цивилизации, начнет подталкивать «нарот дамбаса» вот таким способом назад в Украину?
-куда идут платежи жителей ОРДЛО, ведь они исправно платят за поставляемую Россией бесплатную электроэнергию?
-на что готовы россияне в своей тупости и алчности, ведь это из их кармана оплачиваются войны, платятся пенсии жителям ОРДЛО, Приднестровья, Осетии, Абхазии?
-Россия не поставляет бесплатно электроэнергию в Крым или в Москву, а вот в ОРДЛО-пожалуйста- получается «народ Донбасса» для правительства России ценнее самих россиян.
Кстати, да, ведь в ОРДЛО не увеличен пенсионный возраст, как на России, то есть, пенсии «народу Донбасса» платят пенсионеры РФ, которым теперь до пенсии, как до Магадана рачки.
Но, боюсь, люди, радующиеся ухудшению их жизни, приветствующие деэволюцию и деградацию, вряд ли смогут заставить свои серые мозговые клетки отыскать ответы на эти вопросы. Ведь простейшие могут жить везде: и в глубоководной впадине, и на свалке, и в жерле действующего вулкана. Главное им не мешать!
П.С. За время жизни ОРДЛынии в темноте (вне цивилизации они живут уже пять лет) произошло: 27 пожаров, в том числе один из крупнейших-сгорел торговый центр «Маяк» в Антраците, магазин «Бордо» и спортивный комплекс-мотель «Велнес», совершено 11 поджогов автомашин, 1 взрыв автобуса (подложили МОНку конкуренту), 7 убийств, 13 ДТП - 10 из которых с участием водителей в нетрезвом состоянии, 1 ДТП с участием водителя в возрасте 78 лет в состоянии алкогольного опьянения и 34 кражи.
Так с территории Луганского «Теплокоммунэнерго» в период отключения электроэнергии, неизвестные лица совершили кражу 200 метров силового кабеля. Таких краж только за одни темные сутки в ОРДЛО зафиксировано 14.
Сколько людей умерло от не приехавших «скорых» и отложенных операций, неизвестно.
«Народы Донбасса» в лице ровенчан орут- давай исче, зато, как в детстве, как в СССР- забыв при этом, что отсутствие электричества, это еще и замершие шахты, заводы, цеха, магазины, испорченная продукция в морозильных камерах, невозможность вызвать «скорую» или «пожарку», не возможность получить медицинскую помощь или обследование, ну, а тем более, операцию, не дезинфицированные а автоклавах инструменты…
Хотя… Зачем им это знать… Простейшие же живут!
Олена Степова, для «ИС»