Памятники и мемориалы «ополченцам, погибшим от карателей киевского режима», статуи ангелов и кресты для защитников псевдореспублик, памятные доски «героям ДНР, отдавшим жизнь за свободу Донбасса». Это монументальная пропаганда, с каждым днем на оккупированных территориях ее становится все больше.
«На входе одной из школ Донецка усилиями батальона «Легион» появилась мемориальная доска, посвященная бойцу-герою так «Новороссии», который погиб при освобождении города Дебальцево...» – рассказывают в телесюжете. Кадры с таких мероприятий – частое явление на телевидении оккупированной части Донбасса.
«Любые проявления визуального искусства здорово меняют представления человека о том мире и тех событиях, в которых он живет. Особенно, если это все реализовано в среде его повседневной жизни – в городе, в селе, на его любимых улицах, возле его дома, работы», – говорит социальный психолог из Крыма Ольга Духнич. Действовать так на мировосприятие людей – довольно эффективно, отмечает она.
Человек постепенно привыкает к тому, что эти памятники говорят что-то о месте, где он живет Ольга Духнич
«Человек идет на работу, видит какие-то памятники, мемориальные доски – и постепенно привыкает к тому, что эти памятники говорят что-то о месте, где он живет. Если мы говорим о ситуации на оккупированных территориях Луганской и Донецких областей, то понятно, что местная пропаганда старается всячески узаконить для жителей этих областей некую историю избранности, автономии этих территорий», – говорит психолог Ольга Духнич.
?За три года – 150 новых памятников
Радио Донбасс.Реалии подсчитало: с 2014 года на неподконтрольной Украине части Донбасса открыли более 150 мемориальных знаков и памятных табличек. В основном это монументы погибшим мирным жителям, боевикам, «доблестным защитникам республики», а также советским солдатам, пилоткам, коммунистическим звездам с надписями «фашизм не пройдет».
Это попытка «пометить территорию». Там, где эти памятники есть, – там территория «ЛДНР» Сергей Громенко
«Это попытка «пометить территорию». Там, где эти памятники и мемориальные доски есть, – там территория «ЛДНР». Где их нет, там, соответственно – территория Украины», – рассуждает крымский историк Сергей Громенко.
Каменные плиты с именами боевиков намеренно располагают возле мемориалов воинов, погибших во Второй мировой войне, говорит Громенко. К примеру, могилы бойцов незаконных вооруженных формирований появились рядом с могилами советских солдат на знаменитой Савур-Могиле. Историк считает, что делают это, чтобы создать единую ментальную и скульптурную композицию, делая видимость, что продолжают борьбу с нацистами.
«В первую очередь, для пропагандистов. Во-вторых, для тех, кто верит в эту пропаганду – потому что таких также немало. Нынешняя война России против Украины – это завершение, доигрывание, довоевывание той войны, которую по каким-то причинам не довоевали в 1945 году», – отмечает историк.
В декабре 2015 года в оккупированном боевиками Луганске установили памятник советскому диктатору Сталину. Бюст ему и торжественные речи: на открытии – местные коммунисты и «делегация из России».
«Сегодня мы открываем первый в Донбассе памятник генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину. Имя этого человека очень знаменательно для нас, так как народ Донбасса стал на защиту интересов «русского мира». Мы продолжатели того дела победы, которое начал советский народ в 1941 году, когда боролся с фашистскими захватчиками, и в 1945-м, когда он победил. Победа будет за нами», – заявил луганский коммунист.
За период оккупации российские общественные деятели и скульпторы неоднократно присылали Донецку в дар бюсты советских ВДВшников, памятники святых Русской православной церкви, поклонные кресты в знак дружбы, трогательную скульптуру «Детям Донбасса, детям войны». Подобные подарки реализуются через проект «Аллея российской славы», которые декларирует своей единственной целью «возрождение патриотического духа народа российского». Интересно, что главный партнер проекта – организация «Росвоинцентр» при российском правительстве и Военно-историческое общество России.
?Почему в памятниках используют так много детских образов?
«Человеку, живущему на оккупированных территориях, важно иметь представление о мифе, что герои «ДНР» существуют и они хорошие, а «украинские каратели» – плохие. Они пытаются завязать это на жизни мирного человека – ведь когда человек говорит, что здесь погиб ребенок или некая семья, то очень сильные эмоциональные переживания закрепляются в его памяти. Он еще более укрепляется в тех идеях, которые ему пытаються навязать», – говорит Ольга Духнич.
По ее словам, чем больше времени проходит, тем больше навязанные истории, мифы, нарративы приживаются, человек к ним адаптируется. Духнич вспоминает, что так уже было в Крыму.
Никто не знал, что города, в которых они живут, – крымскотатарские Ольга Духнич«В Крыму очень много городов, которые в конце XIX – начале ХХ века были крымскотатарскими городами с мечетями, другими визуальными символами крымскотатарской культуры. Однако в 30-х годах все эти мечети снесли, а на их месте поставили коммунистическо-социалистические памятники. Людей привезли из других частей Советского Союза, крымских татар депортировали. К 2000-м годам оказалось, что никто из людей, переселенных в Крым в 40-е годы, не знал, что города, в которых они живут, – крымскотатарские».
По мнению Сергея Громенко, по окончанию военного конфликта люди из оккупированных территорий столкнутся со сложными ментальными проблемами, поэтому памятники, поставленные при группировках «ДНР» и «ЛНР», вероятно, демонтируют. Это будет похоже на декоммунизацию, считает историк.
«Я думаю, что нечто подобное ожидает Донбасс после освобождения – советские памятники воинам Красной Армии будут передвинуты в мемориальные парки и на кладбища. А памятники, которые поставлены после 2014 года, будут демонтированы», – считает Сергей Громенко.