Не помню, кому принадлежит высказывание, что цивилизованность страны определяется ее отношением к детям, старикам и животным, но не согласиться с этими словами трудно. К сожалению, Украина здесь никак не может быть примером высокой цивилизованности, хотя определенные сдвиги все же имеют место. В частности надеюсь, что одним из важных шагов в этом направлении станут изменения в некоторые законодательные акты Украины о внедрении идентификации и регистрации животных с целью улучшения ответственного обращения с ними.
На сегодняшний день нормативно-правовое регулирование в данной сфере осуществляется согласно Конституции Украины, ряду законов ("О защите животных от жестокого обращения", "О местном самоуправлении в Украине", "Об идентификации и регистрации животных", "О ветеринарной медицине"), Кодексу Украины об административных правонарушениях и Уголовному кодексу.
Следует отметить, что все эти бесспорно важные документы принимались в разное время, следовательно, в настоящее время некоторые положения нуждаются в обновлении, уточнении формулировок, имплементации новой терминологии и тому подобное. В этом контексте следует принять во внимание не только те изменения, что произошли в нашей общественной жизни, но и международные обязательства Украины, в частности перед европейскими структурами. Другими словами, сейчас имеем насущную потребность в совершенствовании законодательства, касающегося надлежащего содержания, идентификации и регистрации животных.
С этой целью на рассмотрение Верховной Рады был подан законопроект №7267, который предусматривает внесение соответствующих изменений в вышеупомянутые законы Украины. Авторы этого документа, прежде всего, ориентировались в своей работе на мировой опыт.
ЗооРеформа
Ведущие международные организации (в том числе и Всемирная организация охраны здоровья животных, в которую входит Украина) сегодня ответственны за разработку стандартов благополучия животных. Всемирное общество защиты животных считает, что комплексное решение вопроса регулирования численности безнадзорных (бродячих) животных невозможно без внедрения таких составляющих:
- стерилизации;
- воспитания ответственного владельца домашнего животного;
- идентификации и регистрации домашних животных.
В ходе исследований, которые проводят общественные организации мирового уровня (например, британский Международный фонд благополучия животных), специалисты пришли к выводу, что появление на улицах городов бездомных животных обусловлено определенными причинами. Так, "уличную" популяцию пополняют:
1) животные на свободном выгуле, то есть те, которые имеют владельцев и которых выпускают на улицу на определенный период времени;
2) животные, которые потерялись или сбежали от владельца;
3) животные, которых владельцы бросили;
4) животные, родившиеся на улице.
Вполне очевидно, что в трех из четырех случаев виновниками появления животных-"бездомных" являются безответственные владельцы. Но и те животные, которые родились на улице, тоже "обязаны" таким владельцам, поскольку значительная часть их популяции является потомками домашних животных, от которых хозяева в свое время избавились. Вывод прост: залог успешного решения проблемы безнадзорных животных – это эффективное внедрение и реализация концепции ответственного владения животными.
Одним из элементов этой концепции является обязательная идентификация и регистрация всех домашних животных. Ее внедрение дает возможность быстро находить безответственных владельцев и привлекать их к административной или уголовной ответственности за жестокое или небрежное обращение с животными. Воплощение в жизнь этих норм приблизит Украину к цивилизованным государствам мира, которые эффективно внедряют концепцию "ответственного владельца домашнего животного".
Поскольку украинское законодательство ориентируется на европейские аналоги, то важной составляющей в подготовке законопроекта стало упорядочение терминологии и максимальное ее приближение к мировым стандартам. Ведь для того, чтобы закон мог действовать, следует использовать четкие дефиниции, которые коррелируются с теми, что применяются в международных документах подобного направления.
Среди важных задач данного законопроекта – уточнение и расширение терминологического аппарата, то есть тех определений, которые употребляются в сфере защиты животных. В частности предлагается уточнить такие дефиниции, как "животное", "домашнее животное", "жестокое обращение с животными" и тому подобное. Проект также уточняет понятие "владелец животного", "неволя", "полусвободные условия", "оставление домашних животных без присмотра", "увечья животных", "страдания животных", "инфраструктура для домашних животных и их владельцев", "идентификация животных", "регистрация животных" и др.
Введение такого понятия, как "благополучие животных", станет очередным свидетельством готовности украинского общества и государства присоединиться к европейскому сообществу. Более того, это продемонстрирует восприятие современных тенденций развития так называемого "права животных" в цивилизованных государствах мира. Их адаптация является задачей для Украины в рамках евроинтеграционного продвижения, в том числе и Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, вступившего в силу 1 сентября 2017 года.
Ключевым для практической реализации положений проекта является четкое распределение полномочий между органами центральной власти и органами местного самоуправления, поскольку различные категории животных на сегодня относятся к компетенции различных министерств и ведомств, из-за чего крайне трудно эффективно реализовывать политику, направленную на гуманное обращение с животными, контроль за их благополучием, а также благополучием наших граждан.
И это на самом деле очень важный момент, который не следует недооценивать. Не секрет, например, что практически во всех городах есть стаи одичавших собак, которые представляют реальную угрозу для жизни детей и взрослых. И именно грамотная политика в отношении контроля за популяцией животных, четкое определение ответственных за данные процессы – залог нашей безопасности.
У меня есть также надежда, что благодаря новым подходам мы наконец возьмем на вооружение привычку убирать за своими любимцами. Согласитесь, что сейчас украинские владельцы животных этим не занимаются, зато парки, скверы, улицы и даже детские площадки часто напоминают туалеты для животных.
Указанный законопроект предусматривает большое количество изменений в разноплановые законы Украины (они упоминались в начале статьи), поэтому довольно сложно в коротком обзоре охватить все аспекты предлагаемых нововведений. Считаю, что в обсуждении концептуальных изменений и дополнений должны принимать участие самые широкие круги общественности, поскольку эти новации, так или иначе, касаются значительной части граждан Украины. Законопроект представлен в открытом доступе на сайте Верховной Рады, поэтому читайте, анализируйте, вносите свои предложения. Ведь все мы вместе в ответе за тех, кого приручили.
Александр Опанасенко