Киевскому трамваю исполнилось 125 лет: какие вагоны обслуживают пассажиров сейчас (ФОТО)

Источник:  uc.od.ua  /  15:01, 13 Июня 2017

Сегодня в нашей рубрике "Фото дня" мы показываем все виды и модели трамваев, которые на текущий момент можно встретить на улицах Киева. А все потому, что именно сегодня небольшой юбилей - 125 лет киевскому трамваю

Ровно 125 лет назад, 13 июня 1892 года в первый рейс пошел первый электрический трамвай Киева, передает "Пассажирский Транспорт". Если считать по старому стилю - то это 1 июня 1892 года. Первый исторический маршрут прошел от Александровской (Контрактовой) через Почтовую на Царскую (Европейскую) площадь. Это был первый электрический трамвай в бывшей Российской империи, но далеко не первый, и даже не в первой сотне, трамвай в мире. Первый маршрут в Киеве шел через крутой спуск, недоступный для конки или паровика. 

К 1914 году в Киеве уже было 172 километра путей под электрической тягой и работал 21 маршрут. Постепенно электрический трамвай в Киеве вытеснил другие виды городского рельсового транспорта - конку, паровик и бензотрамвай. К 1960-1970-м гг. трамвай Киева достиг пика своего развития - 285 километров путей и 27 маршрутов в 1978 году, к моменту запуска скоростной линии на Борщаговку. После этого новые трамвайные линии не строились. Максимальное количество вагонов имелось к началу 1990-х гг. - более 900.

С 1990-х гг. линии трамвая, особенно в центре Киева, постоянно и систематически демонтировали. Так, почти весь центр Киева до 2004 г. оставили без трамвайных линий - закрыли все линии на Печерске, в сторону Лыбидской. В 2004 году закрыли линию трамвая через мост Патона, соединявшую Левый и Правый берега Днепра. После этого в 2011 году закрыли линию трамвая по Набережному шоссе.

Сейчас в Киеве имеется 23 маршрута и 443 трамвайных вагона, из которых технически исправны и работают на маршрутах лишь 344. Мы показываем все типы трамваев, которые есть в Киеве на сегодняшний день и их количество. 

Больше всего в Киеве вагонов модели "Татра-Т3SU" - модификации, производившейся в бывшей Чехословакии специально для СССР в период с 1976 по 1987 годы. Их сейчас осталось 168 вагонов. Из них - один в более старой модификации с двумя дверями, и 28 вагонов неисправны, находясь в состоянии ремонта или в ожидании списания. Работают они на всех маршрутах города, в том числе и на скоростных линиях.

На втором месте по численности среди нынешних киевских трамваев - полученные в последние несколько лет такие же трамваи "Татра-Т3", но в модификации для чешских городов "SUCS" в количестве 126 единиц. Их закупают в качестве своеобразных "запчастей" для ремонта старых киевских "Татр" на предприятии "Киевский завод электротранспорта" (КЗЭТ). Получая на ремонт старый вагон, на КЗЭТе его попросту заменяют на подержанный из Чехии, проводя ему некоторый ремонт и адаптируя его ходовые тележки под чуть более широкую отечественную колею. Игра в данном случае стоит свеч, так как вагон той же модели, проработавший по 20-30 лет в Чехии или Словакии, находится в намного лучшем техническом состоянии, чем предельно изношенный вагон в Киеве. Отличаются такие вагоны качественной окраской в красно-кремовой цветовой гамме.

Третье место занимает модель "Татра-Т6В5" - их в Киеве имеется 84 вагона. Но исправны лишь 39, которые перевозят пассажиров на Левобережье и на линии скоростного трамвая на Борщаговку. Эти трамваи поставлялись в Киев с 1985 по 1994 годы и производились на чешском заводе "ЧКД-Прага", а с начала 90-х, по лицензии, украинским предприятием "Татра-Юг". Имея электронную систему управления, эти вагоны не поддерживаются в должном техническом состоянии, и поэтому их количество постоянно уменьшается. А полноценный ремонт одного такого трамвая сейчас стоит около 5 миллионов гривен, что сравнимо со стоимостью сборки полностью нового частично низкопольного трамвая "Каштан".

Самый первый из киевских "Татр-Т6В5" перестроен в трамвай-кафе и работает на Правобережье как эскурсионный или прогулочный.

Следующими по численности идут 14 сочлененных трехсекционных трамваев "Кобра" - "Татра-КТ3UA". Их создавали в 2004-2012 гг. путем вставки между двух корпусов старых вагонов "Татра-Т3" подвесной низкопольной секции. Таким образом, по принципу "дешево и сердито" получался один вместительный и приспособленный для пассажиров с ограниченными возможностями трамвай. Сейчас из 14 таких вагонов осталось 13 - один сгорел и, скорее всего, отремонтирован уже не будет. Встретить такие "Кобры" сейчас можно на Борщаговской линии скоростного трамвая.

Самый последний "писк" моды Киевского трамвая - 10 полностью низкопольных трехсекционных вагонов модели "PESA-71414К" польского производства. В Киев они попали, в общем-то, случайно - так как не были выкуплены первоначальным заказчиком - Москвой. Получив украинскую сертификацию, в прошлом году было закуплено 10 таких вагонов длиной 26 метров. И сейчас проходит уже второй по счету за нынешний год тендер на закупку вагонов, по своим характеристикам подозрительно напоминающих именно эти польские трамваи - Киев готов потратить на это два миллиарда гривен. За несколько месяцев работы трамваи "Pesa" успели зарекомендовать себя как комфортабельные, надежные вагоны действительно европейского класса, но их вместительности не хватает для работающей фактически в режиме метро линии скоростного трамвая на Борщаговку.

Имеется в Киеве 9 вагонов модели "К1", разработанных компанией "Татра-Юг" еще в самом начале 2000-х специально для столицы - отсюда и буква К в названии. Однако, после длительных испытаний первого вагона, в Киев их приобрели лишь в 2010 году, после того, как этими трамваями успели обзавестись несколько городов Украины - Одесса, Мариуполь, Донецк, Луганск, а несколько позже - Запорожье и Конотоп. Эти трамваи представляют из себя рестайлинг модели "Татра-Т6В5" с более современным дизайном и украинской электронной системой управления.

Кроме них, имеется еще 8 единиц модификации "К1" - "К1М". Они отличаются низким уровнем пола в средней части салона и, соотвественно, наличием ступенек в салоне. В Киеве такие вагоны сцепляют в составы с обычными "К1" - получается вместительный состав, в котором один из вагонов доступен для пассажиров с ограниченными возможностями. Стоимость такого частично низкопольного трамвая - более 13 миллионов гривен.

В Киеве есть также 6 трамваев "Каштан", собранных на КЗЭТ в 2011-2012 гг. Это частично низкопольные вагоны на основе чешского проекта "T3 R.PLF" - удлиненного корпуса модели "Татра-Т3" с низкопольной вставкой в середине. В Украине такие корпуса по лицензии производит компания "Политехносервис" на заводе в Калуше. Кроме Киева, такие же трамваи с 2015 года собирают в Одессе и Запорожье в качестве дешевой альтернативы другим моделям. Для Киева эти трамваи обошлись в свое время (при курсе доллара 1:8) в 4,8 - 5 миллионов гривен. А Одесса и Запорожье собирают их при курсе доллара 1:26 за цену в 5-6 миллионов гривен. 

Около десяти лет назад в Киеве попытались самостоятельно модернизировать свои старые трамваи по чешскому проекту "Т3R.P" с установкой чешской же электронной системы управления "Сegelek TV-Progress", позволяющей на треть снизить потребление электроэнергии. В 2004-2005 гг. таким образом модернизировали 9 вагонов, из которых до 2017 года "дожили" лишь 6, еще 3 сгорели. Для сравнения - в Одессе в период с 2002 по 2012 гг. по этому же проекту модернизировали 112 вагонов, из которых сгорело 2. Внешне они слегка отличаются дизайном передней части вагона от обычных "Татр".

В количестве 4 единиц в Киеве есть первые многосекционные трамваи Украины - "К1М8" производства "Татра-Юг". Их закупили в 2010 году, но первый из них еще с 2006 года испытывался в Днепропетровске. По сути - это два корпуса трамвая "К1", между которыми имеется низкопольная навесная секция. 

Львовских трамваев "Электрон" в Киеве имеется сейчас 3 штуки. Но до конца года их будет уже 10, так как компания сегодня выиграла тендер на поставку 7 таких вагонов. Это пятисекционный полностью низкопольный вагон, особенностью которого являются неповоротные тележки под опорными секциями. Данная модель производится во Львове на заводе "Электронтранс" и основана на германских разработках. Эти вагоны длиной 31 метр по своей вместимости являются оптимальным вариантом для скоростного трамвая на Борщаговке.

В Киеве также имеется по одному трехсекционному трамваю различных моделей. 

Так, "Богдан-ТР843" является "отверточной" лицензионной версией белорусского трамвая "Белкоммунмаш-843". Этот вагон имеет лишь одну ступеньку "высокого" пола над тремя ходовыми тележками, и не самую оптимальную планировку салона. Сейчас он обслуживает маршруты на левом берегу Днепра, хотя первоначально некоторое время работал на скоростной линии.

Фото: Александр Тарасов

Еще один "одиночка" - трамвай российского производства Петербургского трамвайно-механического завода модели "71-154 М-К". Это трехсекционный трамвай с четырьмя ходовыми тележками, уровень пола над которыми высокий. В салоне имеется сразу три низкопольных "вставки", между которыми - шесть подъемов и спусков по ступеням. В настоящее время трамвай неисправен и не работает.

Фото: Александр Тарасов

Завершает наш обзор киевских трамваев единственный трехсекционный вагон "K3R-NNP Каштан", собранный в 2013 году. Он представляет из себя два корпуса одиночных "Каштанов" с навесной секцией между ними. Соответственно, в одном вагоне - три "корыта" низкого пола и шесть лестниц.

Наверх