Со сменой власти в Мининфраструктуры анонсировали "большую стройку": министр инфраструктуры Владислав Криклий объявил, что уже в ближайшее время возобновится строительство мостов в Запорожье, Кременчуге и Николаеве.
На самом деле ситуация с мостами в Украине очень плачевная. По данным советника главы "Укравтодора", экс-замминистра инфраструктуры Александра Кавы, в Украине около 17 тыс. мостов, из которых 9 тыс. нуждаются в капитальном ремонте. Только в Киеве 27 мостовых сооружений (или 16% от их общего количества) определенны как неработоспособные.
В стране много проблем с мостами, которые не решаются годами, а то и десятилетиями. Например, из-за наводнения в 2008 году в Карпатском регионе было повреждено 360 автомобильных и 561 пешеходный мост. Они не имеют стратегического значения, как мосты через Днепр или Южный Буг, но они соединяют несколько районов запада Черновицкой части области и юга Ивано-Франковской области.
В том же 2008 году в регионе были поставлены временные понтоны. Уже 14 лет стоят опоры, а мосты так не построены.
Причинами неудовлетворительного состояния мостов послужило несколько факторов. Первый – в стране нет одного органа, который отвечает за все мостовые переходы.
В Украине есть дороги государственного значения, местного значения и коммунальные дороги. Соответственно, за мосты, которые расположены на государственных дорогах, отвечает Служба автодорог (Укравтодор). За дороги и мосты местного значения – областные государственные администрации (ОГА), за коммунальные – муниципалитеты от районного и ниже.
Кроме того, есть мосты "Укрзализныци", в том числе и внеклассные. Например, Петровский железнодорожный мост в Киеве или ж/д часть Дарницкого моста.
Соответственно, определить, сколько средств выделяется ежегодно на поддержание мостов, сложно. Только Укравтодор в 2019 году выделил больше 1 млрд грн на ремонт мостов.
По данным финплана автодорожного ведомства, на восстановление искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования госзначения планируется направить в 2020 году чуть более 1,94 млрд грн.
Еще одна проблема в том, что в Украине фактически нет компаний, которые строят мосты. По сути, сейчас из больших мостовиков есть "Маст-Буд". Компания ремонтировала мост в Днепре. Ее конечный бенефициар - Михаил Беккер. Кроме того, средства на мосты зачастую выделялись по остаточному принципу.
Проведение работ на мостах – процесс не простой. Есть ряд нормативов, или отраслевых строительных норм и стандартов, которые контролируют разные виды работ на мостах. Основой для строительства мостов принято считать Государственные строительные нормы Украины (ГСН) "Мосты и трубы. Правила проектирования".
Согласно одному из проектов ГСН, в соответствии с длинной мосты условно можно разделить на 4 категории: малые (до 25 м), средние (от 25 до 100 м), большие (более 100 м) и внеклассные.
В этом тексте мы поговорим именно о внеклассных мостах через водные препятствия, так как на сегодня это самые проблемные мосты. БизнесЦензор, совместно с экс-замминистра инфраструктуры и советником главы Укравтодора Александром Кавой подготовил ТОП-7 проблемных мостов Украины.
1. Подольско-Воскресенкий мост в Киеве
Фото: КГГА
Когда начали строить? Подольско-Воскресенкий мостовой переход начали строить в 1993 году. В связи с недофинансированием в разные годы строительство приостанавливалось.
Этот мост – достаточно сложный объект. Помимо того, что его длина составляет более 7 км, мостовой переход состоит из трех мостов через Гавань, арочный мост через Днепр, мост через Десёнку и через озеро Радужное и т.д.
Почему строят долго? Это хронически недофинансированный объект, на разных частях моста работали разные подрядчики.
Местные власти ежегодно выделяет определенный объем финансирования на строительные работы на мосту. Как сообщал БК, в 2017-2019 годах на сооружение Подольского мостового перехода было выделено чуть более 2,6 млрд грн.
За все годы на мост было потрачено около 5 млрд грн бюджетных средств. А для завершения строительства нужно еще 7 млрд грн, прогнозировали в КГГА.
Перспективы? Степень готовности Подольско-Воскресенкого мостового перехода – 70%. Открыть движение в ограниченном варианте в 2020 году вполне реально, говорит Кава. Достаточно достроить левобережные съезды и открывать автомобильную часть. Главное условие – финансирование.
2. "Мост Кирпы" в Киеве
Когда начали строить? Дарницкий комбинированный железнодорожно-автомобильный мост начали строить в 2004 году. В народе его прозвали "Мост Кирпы" по фамилии министра транспорта в 2002-2004 годах Георгия Кирпы, который погиб в декабре 2004 года при загадочных обстоятельствах. Именно он инициировал строительство этого моста.
В 2010 году было открыто ж/д движение, чуть позже движение с левого берега на правый. И хотя фактически полный запуск моста состоялся в 2011 году, проект так и не был реализован полностью.
На сегодня, по данным МИУ, готовность моста составляет 84%. Около 10 лет остаются недостроенными левобережные съезды и заезды на мост со стороны Днепровской набережной. Что странно, потому как все колонны, опоры, часть металлоконструкций стоят с 2011 года.
Мост находится на балансе "Укрзализныци" (УЗ). Функции проектанта и заказчика строительства были возложены Юго-Западную железную дорогу (ЮЗЖД).
Почему строят долго? По данным МИУ, есть несколько причин, которые тормозят стройку. Первая – то, что мост находится на балансе УЗ. Вторая – задолженность перед турецким подрядчиком.
"Мининфраструктуры не согласно с суммой задолженности, насчитанной решением арбитражного суда (приблизительно 120 млн грн, включительно с упущенной выгодой и штрафными санкциями), и считает, что она может быть уменьшена в разы", – считал теперь уже экс-замминистр инфраструктуры Виктор Довгань.
Судебные разбирательства между ЮЗЖД и турецкой компанией Dogus Insaat ve Ticaret A.S начаты еще в 2010 году. Как сообщало НВ, в 2004 году начальник управления строительством моста Владимир Панафидин подписал два идентичных договора на осуществление строительных работ с разными компаниями – турецкой Dogus Insaat ve Ticaret A.S и украинской БМК "Планета-Мост".
В результате, в 2010 году турецкая компания обратилась в Международный арбитражный суд, требуя взыскания убытков, включая упущенную выгоду. В 2013 году Международный арбитражный суд вынес решение о взыскании с ЮЗЖД $28,5 млн ($26 млн за строительство, которого не было, и судебные расходы турецкой компании в $2,5 млн).
Перспективы? В начале 2018 года экс-замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк заявил, что в ближайшие полтора-два года мост будет достроен и автомобильная часть моста будет передана от "Укрзализныци" на баланс КГГА. Смена власти и уход Лавренюка, скорее всего, будут способствовать тому, что мост вновь "достроят через полтора-два года".
Тогда же поднимался и вопрос финансирования. По данным Лавренюка, достроить мост можно за 1,15 млрд грн. Через полгода Довгань сообщил, что необходимая сумма для завершения строительства составляет 30 млн евро.
3. Недостроенный мост в Запорожье
Фото: Facebook, Юрий Голик
Когда начали строить? На самом деле речь идет о недостроенных двух мостах через реку Днепр, соединяющие правый и левый берега Запорожья через остров Хортица.
Строительство нового мостового перехода через Днепр в Запорожье началось еще в 2004 году. Муниципальный тендер выиграла компания "Мостобуд" (на сегодня возбуждено дело о банкротстве, контроль принадлежит экс-нардепу от Партии регионов Владимиру Продивусу), которая должна была завершить строительство в 2010 году.
Даже в 2008 году работы продолжались, "Мостобуд" должна была подписать контракт с немецкой Bridon, которая готова была изготовить сверхпрочные канаты для моста.
Почему строят долго? Самая скандальная стройка Запорожья не единожды останавливалась из-за проблем с финансированием. В 2011 году строения передали на баланс "Укравтодора", который обвинил строителей в неэффективном использовании средств и сменил подрядчика.
Вместо "Мостобуда" возводить мосты пришел не имеющий никакого опыта в возведении мостов "Уманьавтодор". Эта компания, в конечном итоге, бросила недостроенными мосты в Запорожье, а в настоящее время фигурирует в ряде уголовных производств.
В 2015 все работы на объекте прекратились. В 2016 году, когда было достигнуто соглашение о совместном финансировании работ из государственного и местного бюджетов, строительство якобы возобновили, но не на долго.
В разные годы разные чиновники заявляли о скорейшем окончании строительства мостов.
Перспективы? По данным Delo.ua на 2016 год, необходимая сумма на окончание строительства мостов составляет 6,3 - 6,5 млрд грн. Новое правительство, как и предыдущее, уже успело заявить о реанимации строительства и выделении финансирования на сумму 750 млн грн в 2020 году.
Стоит отметить, что за все годы в проект уже вложено более 2 млрд грн и, не имея гарантированного финансирования проекта на протяжении 5-6 лет, мосты в Запорожье рискуют остаться классическим недостроем.
4. Варваровский мост в Николаеве
Фото: Южная правда
Когда начали строить? На этот раз речь пойдет не о недострое, а о действующем мосте Николаева. Это Варваровский мост. Официально - Южнобугский мост.
Проблема в том, что мост находится в аварийном состоянии. Так, по данным исследования "Института комплексного проектирования объектов строительства", мост "неработоспособен, остаточный ресурс моста исчерпан".
В чем сложность? Сам мост находится на балансе города, а Укравтодору принадлежит только покрытие. Местные власти не единожды заявляли, что "Николаев не сможет вытянуть мост и ремонт моста самостоятельно".
По этому мосту проходит международная трасса М-14 Одесса–Мелитополь–Новоазовск (совпадает с частью европейского маршрута E58 Вена–Ужгород–Кишинев–Одесса–Ростов-на-Дону) и по нему же проходит городской трафик Николаева. Более того, мост – разводной.
"Николаев находится в месте, где в Южный Буг впадает река Ингулец. Получается три части города. Через Ингул есть два моста, городской и объездной. А вот через Южный Буг всего один и он аварийный", – объясняет Кава.
Если начинать ремонт Варваровского моста, жители Николаева между собой должны соединяться паромными переправами, потому как объезд возможен через Вознесенск, который находится в 150 км от Николаева.
Перспективы? Власти не единожды объявляли тендер на проект ремонта аварийного Варваровского моста. Последний из них в августе 2019 года выиграла польская Mosty Gdansk Limited Liability Company (ООО "Мосты Гданьск").
Теоретически, на сегодня решить проблему можно, если построить временный мост. В 10 км выше есть узкое место Южного Буга (ширина около 250 м). Там нужно построить 10 км подхода с одной стороны, 2 км - с другой. Это может быть мост для объезда города и городского трафика, говорит Кава. Стоимость проекта составляет около 500 млн грн.
5. Северный объезд Николаева или альтернатива Варваровскому мосту
Когда начали строить? Строительство Северного объезда Николаева еще не началось.
Почему строят долго? Японское агентство международного сотрудничества JICA, которое еще 10 лет назад обещало выделить средства на строительство моста, так и не выполнило свои обещания.
Напомним, что начиная с 2009 года, японская делегация встречалась с властями Николаева, где практически каждый год обсуждали необходимость строительства объезда. В итоге Япония должна была выделить средства на реализацию проекта.
В 2012 году, например, ожидалось получение займа от японской стороны и начало строительства. Мост должны были закончить в 2018 году. По данным на 2011 год стоимость проекта оценивалась в $540 млн.
Как поясняют эксперты рынка, комиссия JICA приезжает каждый год, собирает соответствующие документы и уезжает. Проблема состоит в том, что на сегодня у Украины есть подписанный кредитный договор, но JICA не спешит выполнять свои обязательства.
"Если Славомир Новак (экс-руководитель Укравтодора – БЦ) анонсировал расторжение договора, то сейчас новый министр инфраструктуры Владислав Криклий опять заявил, что новый мост будет построен за счет японского кредита", – пояснил Кава.
Перспективы? Из-за договора, согласно которому правительство Японии обязывалось предоставить финансирование, невозможно начать переговоры ни с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), ни с китайцами по строительству объезда, поясняет Кава. Организации не хотели вступать в конкуренцию.
"Более того, японцы в свое время "протянули" дорогую конструкцию этого моста. Они решили сделать подвесной мост, хотя там делать его абсолютно нецелесообразно: это в полтора раза дороже ($1 млрд), чем строительство обычного балочного моста", – говорит Кава.
6. Крюковский мост в Кременчуге
Когда начали строить? Мост был открыт в 1949 году, его опоры построены в 1872 году.
Мост автомобильно-железнодорожный двухуровневый, имеет только две полосы движения для автомобильного транспорта. Плюс средний ж/д пролет поднимается.
Через этот мост проходит международная трасса М-22 Полтава–Александрия и национальна дорога М-08 Борисполь–Днепр–Запорожье (через Кременчуг)–Мариуполь, плюс городской трафик.
Перспективы? В апреле 2019 года в Китае было согласовано подписание инвестиционного соглашения между Украиной и Китаем на сумму $340 млн на строительство моста через Днепр. В данном случае речь идет об объездном мосте в Кременчуге.
Подписать договор с китайцами планировалось осенью этого года, однако, из-за смены власти, процесс затянулся.
"Если в 2020 году подписать договор, то за 3 года можно построить мост. Китайцы хотят связанный кредит. Когда Эксимбанк Китая одобрит кредит, китайский подрядчик (ООО "Чайна Роуд энд Бридж Корпорейшн", CRBC) построит этот мост с объездной Кременчуга", – комментирует Кава.
Напомним, разработкой проекта объезда Кременчуга с мостом через Днепр в начале 2017 года занялась CRBC.
Предполагается, что после реализации этого проекта существующий двухуровневый Крюковский мост будет использоваться исключительно для внутригородских поездок.
7. Мост через Дунай в Румынию
Когда начали строить? Не начинали.
Почему строят долго? Румыния по протяженности границы - четвёртый сосед Украины. При этом с Румынией у нас 2 контрольно-пропускных пункта: в Черновицкой области (Парубное) и Закарпатской области (Дьяково). В Одесской области контрольно-пропускных пунктов нет, хотя это кратчайший путь в Румынию. Для сравнения: с Польшей Украина имеет 5 КПП.
Соответственно, все фуры вынуждены ехать до Рени по территории Украины, в Рени они въезжают на территорию Молдавии, 2 км едут по территории Молдавии, и только потом попадают в Румынию.
Для Украины логично было бы иметь прямой мост в Румынию. Это убрало бы лишние процедуры таможни.
Перспективы? Румыния не хочет строить мост.
Переговоры с румынской стороной вел экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян, но Румыния не давала однозначного ответа.
На сегодня начала работу паромная переправа через Дунай на границе с Румынией.