Одесса, а также Киев, Харьков, Львов, Запорожье, Чернигов, Тернополь, Луцк и Сумы станут первыми девятью городами Украины, которые уже в 2020 году полностью откажутся от маршруток как вида городского транспорта. Об этом на "Обозревателе" рассказал министр инфраструктуры Вячеслав Криклий.
По словам министра, указанные города будут иметь возможность развивать муниципальный общественный транспорт и дополнять его коммерческими перевозчиками, очевидно, на условиях оплаты транспортной работы: "Города смогут не только ограничиваться своим коммунальным транспортом, но еще и дополнительно добирать, в том числе и на коммерческих условиях" - говорит министр.
По словам Криклия, обновление подвижного состава может происходить по схеме лизинга на среднесрочных договорах продолжительностью 3-5 лет: "Компания, которая будет предоставлять автобус, электробус, троллейбус, будет гарантированно получать сумму и сможет заключать договоры на 3-5 лет, планировать себе лизинговые условия, лизинговые договоры, осуществлять платежи".
Говоря о замене "маршруток" на более комфортный подвижной состав министр не сказал ни слова о принципе работы маршрутов. Ведь суть "маршруток" - именно в режиме их работы с частыми остановками, отсутствием льгот, подвижной состав при этом может быть любым - от маленького микроавтобуса "Спринтер" или "Рута" до комфортного большого низкопольного автобуса.
В качестве источника финансирования Криклий назвал программу Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), которая профинансирована на данный момент на 176 миллионов евро. Скорее всего, министр говорит о программе ЕИБ "Городской электротранспорт" на 220 милллионов евро, которая дополнена также кредитами ЕБРР еще на 220 миллионов евро. По данным программам ряд городов обновляют троллейбусные парки за кредиты ЕБРР под городские гарантии сроком на 10 лет с процентной ставкой 6,5-8% годовых. Первым реализованным таким проектом стала Одесса, получившая в 2018 году партию из 47 новых троллейбусов. Также такие проекты реализуют Львов, Ивано-Франковск, Харьков, Мариуполь, Кропивницкий, Николаев и ряд других городов. Помимо этого, Харьков по данной программе обновляет подвижной состав метро и за отдельный кредит строит несколько новых станций метрополитена. А в Одессе ЕИБ и ЕБРР выделяют суммарно почти 50 миллионов евро на скоростной трамвай "Север-Юг".
Однако, министр инфраструктуры обещает еще и дополнительное финансирование лизинговых закупок от ЕИБ суммарно на 200 миллионов евро. Оно будет использоваться по принципу "50 на 50", когда половину стоимости нового общественного транспорта оплачивает город, вторую половину - банк. "Мы рассчитываем на то, что в конце текущего года или в начале следующего все могут использовать эти деньги, чтобы мы могли двигаться по следующим городам" - подчеркнул министр.
Разумеется, все указанные изменения будут происходить только после завершения карантина. В Одессе это будет облегчаться тем, что в данный момент работа автобусов сокращена до 17 маршрутов из 64 действовавших до карантина.