Энергетический кризис, возникший в Крыму после оккупации, вынудил государство-агрессора искать «экстренные способы восстановления электроснабжения», одним из которых стала переброска в Крым с территории России мобильных газотурбинных электростанций (далее – МГТЭС).
Об этом пишут на страницах АРК.
КПД современных передвижных газотурбинных установок высок и начинается от 35 %, они потребляют незначительное количество смазочных масел и просты в обслуживании. Плюс ко всем своим достоинствам МГТЭС могут отдавать в отопительные системы большие объемы дешевой тепловой энергии.
Но имеются у них и недостатки, это завышенная в два раза стоимость выработанной ими электроэнергии, вред для экологии и здоровья населении. В Крыму же агрессор использовал возможность применения МГТЭС в качестве прикрытия для дальнейших милитаристских планов.
МГТЭС могут потреблять следующие виды топлива: дизельное, керосин, природный газ и попутный нефтяной газ. Такой широкий спектр энергоносителей позволяет МГТЭС, в случае возникновения экстренной необходимости, использовать топливные запасы близлежащих «государственных» предприятий и организаций. Эта же схема работает и в обратную сторону – другие потребители топлива могут воспользоваться обширными запасами, которые, например, топливное хозяйство «Симферопольской МГТЭС», подконтрольной фирме «Мобильные газотурбинные электрические станции» хранит на своих складах. Эти склады достаточно обширны, на их постройку и последующее оборудование оккупанты уже потратили более 247 миллионов рублей.
В 2016 году «Мобильные ГТЭС» заплатило 70 миллионов рублей за «выполнение проектно-изыскательских работ, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по устройству площадок размещения топливных стальных горизонтальных емкостей и контейнеров хранения топлива». Также 41 миллион рублей было потрачено в Крыму на «строительные работы по устройству площадок размещения топливных стальных горизонтальных емкостей и контейнеров хранения топлива» и 85,5 миллиона рублей – на «монтаж и пусконаладочные работы» этих топливных емкостей. Впоследствии дополнительно были «закуплены мягкие резервуары топлива» объемом по 75 кубометров за 17,7 миллиона рублей и «полуприцепы-цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов 3 класса опасности», за 33,2 миллиона рублей.
Согласно сообщениям так называемой «пресс-службы главы «Республики Крым» поставки топлива для работы МГТЭС ведутся из России, «топливо завозится танкерами и по железной дороге распределяется по Крыму». Однако, закупленные полуприцепы-цистерны и автомобили для их перевозки указывают на то, что это топливо может быть оперативно переброшено из одной точки в другую, не ограничиваясь имеющимися в Крыму железнодорожными ветками. Туда же могут быть переброшены и мягкие топливные резервуары. Таким образом, разбросанные по оккупированному Крыму топливные склады «Мобильные ГТЭС» могут сами являться стратегическим запасом топлива и в случае необходимости выполнять роль перевалочной базы.
Согласно «тендерной документации» «Мобильные ГТЭС» неоднократно оплачивало «услуги по перевалке, накоплению и хранению дизельного топлива ЕВРО (ГОСТ 32511-2013)» в Севастополе и Феодосии. Имея эту информацию, логично было бы предположить, что «крымские» МГТЭС работают на солярке и ее же хранят на своих складах. Интерес оккупантов в распространении именно такой информации очевиден, однако в процессе «распила» бюджетных средств на «реализации мероприятий по антитеррористической защите объектов в Крыму» ими была допущена критическая оговорка, указывающая на истинное назначение топливных складов. Так называемая «Комиссия по отнесению потенциально опасных объектов, расположенных на территории Республики Крым, к классам опасности», в «протоколе» № 4 от 19 июля 2019 года указала, что топливное хозяйство «Симферопольской МГТЭС» подконтрольное фирме «Мобильные ГТЭС» и находящееся по адресу: Симферопольский район, село Денисовка, улица Энергетиков, 4, хранит на своем складе более 200 тонн топлива для реактивных двигателей и дизельного топлива.
Обычно, под словосочетанием «топливо для реактивных двигателей» имеют ввиду керосиновые фракции. Напомним, что МГТЭС действительно могут работать на керосине. Также общеизвестно, кто еще потребляет керосин, но уже в качестве своего основного топлива, и это реактивные самолеты. Например, те самые, что дислоцированы оккупантами на аэродроме двойного назначения Бельбек. Этот расположенный в восьми километрах от Севастополя аэропорт, стал «местом дислокации 38-го истребительного авиаполка в составе 27-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии» ВВС и ПВО России. В ноябре 2014 года из Краснодарского края захватчиками туда были переброшены 16 истребителей «Су-30» и «Су-27СМ2». Сейчас на аэродроме размещено около 30 боевых самолётов агрессора, это «Су-27СМ», «Су-30М2», «Су-27П» и 2Су-27УБ». Материальное имущество Бельбека сейчас «находится на балансе» Минобороны РФ, и именно военное ведомство агрессора сохранило «приоритет в использовании воздушного пространства и в решении вопросов безопасности».
Истребитель «Су-27» оснащен четырьмя топливными баками общей емкостью 12 тысяч литров. Максимальная дальность полета на полной заправке составляет 3 250 километров. 200 тонн хранящегося на складах в Денисовке реактивного топлива, а в пересчете на литры – это 250 тысяч литров керосина, хватит для полной заправки более чем 20 истребителей или для неполной заправки всего «38-го истребительного авиаполка» оккупантов. И это только один склад МГТЭС «Симферопольская». На двух оставшихся площадках – «Севастопольская МГТЭС», расположенном недалеко от Бельбека, и на площадке «Западно-Крымская МГТЭС» имеются свои склады топлива. Свежие данные оккупанты скрывают, однако отчеты корпорации «Россети» о подготовке к прохождению осенне-зимнего периода 2017/2018 годов показывают, что в сентябре 2017 года площадки МГТЭС имели следующий запас топлива: «Севастопольская» – 177 тонн; «Симферопольская» – 271 тонн; «Западно-Крымская» – 289 тонн.
Место размещения площадок под МГТЭС тоже выбрано оккупантами не случайно и в нем явно прослеживаются долгосрочные милитаристические планы. Один из тендеров «Мобильные ГТЭС» подсказывает, куда именно оккупанты свозили строительные материалы для будущих площадок под МГТЭС. Площадка для размещения «Севастопольская» расположена в Севастополе, село Штурмовое, «Симферопольская» – в упомянутой Денисовке Симферопольского района, а «Западно-Крымская» – якобы в селе Сизовка Сакского района. Однако адрес в Сизовке является фейковым, поскольку, судя по спутниковым снимкам, в самой Сизовке и ее окрестностях нет ничего похожего на шесть компактно установленных МГТЭС. Зато в так называемом «списке объектов недвижимого имущества, правообладателем которых является Республика Крым», имеется земельный участок площадью 40000 квадратных метров, «зарезервированный для нужд энергетики». В «списке» уточняется, что данный участок находится «в 2,5 километрах к востоку от села Карьерного Сизовского сельского совета Сакского района, вблизи подстанции ПС 330/110 кВ «Западно-Крымская». Спутниковые снимки показывают, что шесть установок МГТЭС действительно находятся именно возле села Карьерное, а не в Сизовке.
Причина, по которой оккупанты скрывают настоящее местоположение площадки, может быть обусловлена военным статусом этого объекта. В селе Карьерном до оккупации размещалась воинские части А2157 и А4290, охранявшие 257 и 258 объединенные склады топлива и боеприпасов для ВМС Украины. Официальный адрес указанной воинской части был в Новоозерном, но сами склады именно размещались в Карьерном и в соседней Наумовке.
По сути это был ключевой склад топлива ВМС Украины. Спутниковые снимки доказывают, что строения воинской части сохранили в условиях оккупации свою функциональность и даже обзавелись новыми крышами. Вероятнее всего оккупанты сохранили и «целевое назначение части», как охранения складского хозяйства. От Карьерного до Сак ведет служебная железнодорожная ветка, которая может быть использована как для пополнения запасов топлива, так и для его последующей отгрузки в другие районы оккупированного полуострова, в частности – для потребностей авиации Черноморского флота захватчиков, расположенной в Новофедоровке Сакского района.
Площадка МГТЭС «Симферопольская» в селе Денисовка тоже построена совсем не случайно. Рядом с Денисовкой в селе Перевальном дислоцируется ключевая воинская часть оккупантов – «126-я бригада морской пехоты», входящая в «22-й ударный корпус». Как уже ранее сообщала наша Ассоциация, «126-я бригада» является основной наземной ударной составляющей «корпуса» и, соответственно, основным элементом российского оккупационного контингента в Крыму. Размещение дополнительных складов дизельного топлива, на расстоянии в 16,5 километров от Перевального, позволяет оперативно, в течение часа, дозаправить всю бронетехнику «126-й бригады».
Склады топлива, созданные оккупантами под видом запасов для МГТЭС, не только функционируют, но и своевременно пополняются. Правительственная комиссия РФ по обеспечению безопасности электроснабжения 23 сентября 2021 года на своем «выездном заседании» «О ходе подготовки субъектов электроэнергетики и объектов жилищно-коммунального хозяйства Южного федерального округа к прохождению отопительного сезона 2021-2022 годов» указала «Мобильным ГТЭС» на «необходимость увеличения запасов топлива в Республике Крым и г. Севастополе». Сомневаемся, что это указание продиктовано заботой оккупантов о тепло- и электроснабжении жителей оккупированного полуострова. Скорее всего, правительство страны-агрессора побеспокоилось о создании стратегического запаса топлива: керосина для своих новых, переброшенных в Крым истребителей, а также дизеля для бронетехники.
Как ранее, со ссылкой на Минобороны РФ, сообщала подконтрольная оккупантам пресса – в Севастополе агрессор разместит «Су-35С», якобы способные сражаться с самолетами пятого поколения, и что «принципиальное решение о размещении «Су-35С» в Крыму уже принято», поскольку «замена старых типов самолетов производится в рамках перевооружения на новые виды техники». Как считает военный эксперт Дмитрий Болтенков, самолеты, скорее всего, передадут «38-му истребительному авиаполку 4-го командования», который как мы уже знаем, размещен на аэродроме Бельбек. Аэропорт находится в 2,5 километрах от транспортной развязки «Симферополь – Севастополь/Ялта – аэропорт «Бельбек». А оттуда севастопольская объездная автодорога «67К-2» приведет вас к окраине поселка Штурмовое, где и находится склад топлива МГТЭС «Севастопольская».
Документальных подтверждений военных задач МГТЭС у нас нет, но, как бы там ни было, не стоит сбрасывать со счетов ни месторасположение новых топливных складов, ни тенденцию к увеличению имеющихся на них запасов. Ведь, по сути, «мирный» склад керосина для мобильной газотурбинной установки, может по одному звонку сменить назначение и превратиться в стратегический запас топлива для реактивных истребителей. Иначе, зачем площадки для размещения МГТЭС, еще на стадии строительства, были оборудованы резервными каналами связи. Поэтому будем воспринимать оговорку оккупантов про топливо для реактивных двигателей, как предупреждение о том, что на территории оккупированного Крыма развернуты резервные склады топлива для боевых самолетов. Указание правительства РФ об увеличении на них запасов топлива, также не должно пройти мимо заинтересованных в этом экспертов.
Группа «ИС» сообщала, кто получит выгоду от российских «реформ» крымской энергетики.