Столичный фуникулер – на пороге больших перемен: недавно мэр Киева Виталий Кличко заявил, что в следующем году в планах города – столицы новыми, более комфортными.
"Австрийская компания заменит вагоны фуникулера на современные, отвечающие высоким европейским требованиям безопасности и комфорта. Ведь фуникулер не только туристический транспорт, в прошлом году его услугами воспользовались 1,5 миллиона пассажиров. И благодаря новым вагонам фуникулер станет еще более удобным, как для киевлян, так и для туристов, посещающих столицу", – заявил мэр.
В "Киевпастрансе" нам рассказали, что . Правда, пока о появлении новых вагонов говорить рано: в соответствии с законодательством Украины, до начала реконструкции нужно утвердить проект и провести тендер, на котором выберут исполнителя ремонтных работ. "Начало и время реконструкции определят после тендера. А проект реконструкции сейчас находится на стадии разработки и согласования", – сообщили в коммунальном предприятии.
По данным "Prozorro", проект реконструкции фуникулера разрабатывает архитектурно-реставрационное предприятие "София". Помимо модернизации фуникулера, он предусматривает ремонт станций, трансформаторной подстанции, переоборудование водопровода, теплосистемы и канализации, а также новую систему внешнего освещения. Общая стоимость проекта – почти 6,25 миллионов гривен. Его должны завершить до конца этого года.
Ремонты и реконструкции: как менялся киевский фуникулер
Со времен 1905 года, , он пережил несколько масштабных реконструкций. В том числе – четыре замены вагонов. Сейчас на фуникулере уже 33 года курсируют вагоны модели ФК-80. Их запустили в 1984 году, в рамках масштабной реконструкции. Тогда же изменились обе станции.
ФК-80 вышли на линию в 1984 году
Предшественники нынешних вагонов, модель К-56, прослужили около 26 лет – с 1958 года. Тогда также была проведена масштабная реконструкция. "В машинном зале, который находится на верхней станции, установили современное оборудование, которое гарантировало полную безопасность движения. Перестроили верхнюю и нижнюю станции, заменили вагончики", – рассказали в "Киевпастрансе".
До этого на фуникулере 30 лет курсировали вагоны К-28 (1928-1958 гг.), а первыми были составы от Biel & Co, прослужившие 23 года – с 1905 по 1928 год, тогда линию продлили на 38 метров до улицы Жданова (современное название улицы – Петра Сагайдачного).
Так выглядели первые вагоны
"На сегодняшний день киевский фуникулер нуждается в модернизации электрооборудования и системы управления подъемной машины фуникулера, улучшении дизайна станций, замене рельсового полотна с усилением эстакады, организации горизонтальной площадки и установке подъемника с учетом доступа маломобильных групп населения в вагоны фуникулера. Вопрос об использовании демонтированной системы сейчас на обсуждении", – рассказали в коммунальном предприятии. При этом срок службы обновленного фуникулера должен составлять не менее 50 лет.
Кроме того, ежегодно фуникулер закрывают на плановый ремонт, во время которого . В последние годы цвет периодически меняют.
Фуникулеру периодически меняют "образы"
Пассажиры – о фуникулере: быстрый способ оказаться на горе и лучший транспорт для влюбленных
По состоянию на октябрь 2017 года фуникулер рассчитан на перевозку 4 миллионов людей в год, хотя фактические . "В зависимости от поры года, услугами фуникулера каждые сутки пользуются от 7 до 15 тысяч пассажиров. С 2014 года количество пассажиров растет", – говорят в "Киевпастрансе".
В соцсети Foursquare пассажиры оставили немало отзывов о работе фуникулера. "Легендарное место в Киеве. Входит в перечень "Must See" для всех гостей города и киевлян. Работает круглый год, проезд 4 грн", – написала Kristina Savchuk. "Почти бесплатный аттракцион для многих поколений детей, ностальгическое место для взрослых, лучший транспорт для влюбленных", – делится впечатлениями Vladislav Kvitnitskiy. "Пятилетний сын в восторге. Я тоже люблю эту помесь лифта и трамвая!", – шутит киевлянка Anna.
Между тем, фуникулер – не только достопримечательность и развлечение, но и быстрый способ подняться с Почтовой площади в центр, минуя пробки. "Оценить удобство этого вида транспорта очень просто, надо только попробовать подняться пешком с Подола на Владимирскую горку", – написала в Facebook Natalia Ruban. К тому же, в нем можно бесплатно перевозить велосипед.
Удобство необычного транспорта оценили и иностранцы: большинство отзывов в Foursquare касаются скорости и стоимости поездки. Хорошая и быстрая поездка с бесплатным Wi-Fi и геотегом в Snapchat, всего за 4 грн вы можете перебраться с Контрактовой площади на Софиевскую – быстро и легко, хороший вид, но слишком переполненный, вероятно, из-за цены на билет, – писали о фуникулере гости столицы.
Также киевляне делятся советами, на каком месте из вагонов открывается лучший вид. "Лучшие места у ряда, который ближе к реке", – пишет Pavel Kornilov."Неимоверный ажиотаж на сидячие места...хотя лучшие места стоячие около лобовых окон", – советует Masha Sinkevich. "При подъеме самые классные места впереди, но учтите: вам придется "драться" с пенсионерами, они завсегдатаи этого транспорта!", – предупреждает Yuriy Lutchenko.
Новым пассажирам люди советуют пообщаться с сотрудницами фуникулера. "Туристам все-таки стоит прокатиться. Потому что там очаровательная бабушка- машинист! С ней можно фотографироваться. Правда, это немного тормозит сам процесс", – пишет Natalia Titova. "Очень душевные и добрые работницы – и машинист, и продавец жетонов. Всегда отзывчивые", – рассказала Olena Flys. "Женщина-водитель на горе нередко выходит и кормит с руки синиц, поэтому они собираются перед отъездом на проводах у вагона внизу", – поделился наблюдениями Konstantine Rybnikov.
А однажды фуникулер использовали… как горнолыжный подъемник! Так, в 2013 году, во время обильного снегопада 22-25 марта, который был рекордным за последние 100 лет,
на нем , катавшиеся с Владимирской горки и Андреевского спуска.
Напомним, что фуникулер работает ежедневно с 07:00 до 22:00. Нижняя остановка – ст. м. "Почтовая площадь", верхняя – ул. Трехсвятительская (Михайловский Златоверхий монастырь).