Российские заготовки к украинским выборам

Источник:  sprotyv.info  /  11:11, 28 Августа 2018

Федерализация или хаотизация?

Москва стремится использовать украинские выборы президента и парламента с целью восстановления своего утраченного влияния. В этом контексте анализ причин переноса «выборов» в «ЛДНР» и особенности российского вмешательства во внутренние дела Молдовы дают возможность получить представление о вероятных будущих шагах в антиукраинской игре Кремля.

Загадочный перенос «выборов» в ЛДНР

На фоне вступления Украины в электоральный цикл 2018-2019 гг. на неподконтрольных территориях Донбасса также готовились к проведению «выборов». Учитывая неопределенный статус региона и его неопределенное будущее, даже сроки «выборов» здесь - понятие весьма обтекаемое. Если в «ДНР» предполагали организовать волеизъявление народа где-то в октябре-ноябре 2018 года, то в «ЛНР» после ноябрьского переворота 2017 года о данной идее вообще помалкивают.

Первым, кто озаботился вопросом переизбрания и начал подготовку, стал «глава ДНР» Александр Захарченко, который еще весной 2018 года начал собирать свою команду для написания предвыборной программы. 2 марта на заседании «президиума общественного движения «Донецкая республика» был вроде как утвержден какой-то проект захарченковского предвыборного документа и очерчена его команда на «выборы». В ее состав вошли «заместитель председателя совмина» Дмитрий Трапезников, «зампред совмина», «министр финансов» Екатерина Матющенко, «министр образования и науки» Евгений Горохов, лидер «ОО «Оплот Донбасса» Сергей Завдовеев, «руководитель центрального исполкома ОД «Донецкая республика» Наталья Волкова. В мае документ должен был быть представлен местной публике, и даже анонсировалось, что он будет положен в основу развития «ДНР» на ближайшие годы. Но потом что-то пошло не так. Как с самой стратегической программой Захарченко, так и процессом организации «выборов».

Относительно проволочек с анонсом программы в конце июня 2018 года Захарченко заявил, что беспокоиться не стоит, ведь «согласно закону «ДНР», предвыборная кампания ещё не началась, и сегодня «мы решаем текущие государственные вопросы». «О выборах думать некогда – работаем с утра до ночи. Тем не менее, я готовлю свою программу, с которой пойду на выборы». Глубоко размышляя о сути его будущего видения «республики» Захарченко заметил, что он не популист и не будет также ничего голословного и несбыточного. «Эта программа разработана нашей командой и реализуется каждый день. В ней будут прописаны четкие задачи и точные сроки их реализации. На выборы идти нужно, они необходимы, даже с учетом военного положения. Это они еще раз покажут мировому сообществу, что мы самостоятельны, что народ Донбасса поддерживает избранный им курс».

Казалось бы, весьма серьезные слова, за которые нужно отвечать. Но, видимо, Захарченко далек от того, чтобы наполнять свои словоизлияния каким-либо конкретным содержанием, ведь тема «осенних выборов» оказалась зависшей.

Первым признаком этого стал отказ «республиканской оппозиции» от участия в «выборах». В начале августа командир боевиков из незаконного вооруженного формирования «Восток» Александр Ходаковский подчеркнул, что не планирует баллотироваться на пост «главы ДНР» на предстоящих «выборах». «У всех серьезных кандидатов сложилось однозначное мнение, что в рамках этой политической системы они себя не видят и не участвуют… Существует мнение, что и не собираются участвовать в такого рода постановках и махинациях», – написал Ходаковский.

Здесь мы видим четкий намек на то, что представитель так называемых военных слоев «ДНР» не признает статус кво, что сложился в «ДНР», и, видимо, предполагает, что он должен скоро поменяться. А значит – он владеет какой-то информацией о планах Москвы по пересмотру подхода к статусу «ДНР». Более того, Ходаковский, который является человеком Ахметова, высказался и о других местных оппозиционерах, заявив, что «выборы» им также не интересны.  Бывший «глава народного совета ДНР» Андрей Пургин («представитель политически-идеологических групп») и бывший «мэр» Донецка от «ДНР» Игорь Мартынов («представитель административщиков и чиновников») на «выборы» не идут. И даже отбитый на всю голову «народный губернатор» Павел Губарев не предпринимает никаких действий. В тоже время, на «псевдовыборы», как их характеризуют даже в рядах террористов, пойдут трое: действующий «глава ДНР» Александр Захарченко, «депутат народного совета ДНР» Юрий Сивоконенко и первый «министр обороны ДНР» (с 10 апреля по 7 мая 2014 г.) Игорь Хакмизянов.

Вторым признаком «зависания» предвыборной гонки в «ДНР» стала возня в рядах московских кураторов «республик». 20 августа в окружении Суркова вдруг серьезно озаботились, что «выборы» в ЛДНР могут помещать процессу мирного урегулирования на Донбассе, ведь они являются ненужным раздражителем, и их решили спустить на тормозах. Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, который входит в окружение помощника президента России Владислава Суркова, заявил, что основной причиной возможного переноса «выборов» в «республиках» является международный контекст.

Он подчеркнул, что лично общался по данному вопросу с «руководством республик», и «окончательное решение о проведении выборов будет приниматься ими с учетом ряда факторов, в первую очередь, международной обстановки, прогресса в реализации Минских соглашений и, конечно, продления Украиной действия закона «Об особом статусе». «Если этот закон своевременно и в полном объеме не будет продлен Верховной Радой и президентом Украины, то Минские соглашения следует считать сорванными по их вине. Я уверен, что в таком случае выборы в республиках Донбасса состоятся в этом году», – уверяет Чеснаков.

Суровая реальность состоит в том, что из Москвы в Донецк летом приезжали социологи, проанализировавшие настроения в «республике». Срез общественного мнения «оказался очень неблагоприятным для нынешней команды». Тем самым, выборы в ЛДНР стали бы только очередным поводом для усиления санкционного давления на режим Путина, и там всерьез задумались над сменой подходов к «республикам».

Отсутствие у Кремля планов на «выборы» в ЛДНР до украинских выборов может указывать на то, что российские стратеги прорабатывают вариант проталкивания возвращения токсичных частей Донбасса в состав Украины в случае, если в Киеве произойдут перемены в высшем руководстве страны. Нельзя исключать, что окружение Путина делает ставку на реанимацию проекта «федерализации» Украины. Но перед этим россияне хотят решить две задачи: обкатать «федерализацию» на Молдове, а также привести своих ставленников к власти в Украине.

Пробный шар – федерализация Молдовы

Республика Молдова одной из первых столкнулась с гибридной агрессией России. Еще в 1990 году на части территории страны возникло сепаратистское движение, поддержанное Москвой, и была создана непризнанная «Республика Приднестровье». Так же, как и ЛДНР, а также Южная Осетия и Абхазия, данное территориальное образование хотя долгое время и выполняло деструктивную роль по подрыву молдавского суверенитета, сейчас повисло тяжким грузом на российском бюджете, испытывающем возрастающий дефицит под бременем международных санкций. Не секрет, что россияне давно думают о том, как вмонтировать инфицированную территорию Приднестровья назад в лоно Молдовы. Одним из таких сценариев является федерализация республики.

Несмотря на очевидную ясность того, что проект «федерализации» принесет значительные риски для и без того переживающей множество проблем Молдовы, у нее в стране есть серьезные лоббисты на самом высшем уровне. Речь идет о Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) чьи лидеры позитивно относятся к идее изменения внутреннего устройства страны. Указанная политическая сила выступает настоящей пятой колонной Кремля на молдавской территории, и с помощью российской поддержки завоевывает все больше политического пространства.

В частности, на президентских выборах 2016 года лидер ПСРМ Игорь Додон одержал победу и стал во главе страны в качестве пророссийского кандидата. Публично Додон отрицает свою ориентацию на Москву и говорит о том, что интересы Молдовы для него превыше всего:

«Я считаю, что у нас много проблем, которые нужно решать вместе с Россией, это правда. Но при этом я не пророссийский, не прозападный, а промолдавский политик, сторонник нашей государственности. Я считаю, что самое главное — соблюдать интересы собственной страны. Моя «пророссийскость» — клише, которое пытаются внедрить в сознание граждан мои политические оппоненты».

Практика его деятельности говорит о совсем ином: 16-18 января 2017 года Игорь Додон совершил в Москву первый официальный международный визит по приглашению президента России Путина. Этот визит стал первым визитом Главы Молдовы в Россию за последние 9 лет! В ходе встречи с Путиным Додон заявил, что соглашение Молдовы об ассоциации с ЕС будет в ближайшее время аннулировано. Кроме того, президент Молдовы попросил Россию предоставить Молдове статус наблюдателя в ЕАЭС. Также Додон заявил, что интеграция Молдовы в НАТО будет остановлена. По словам президента Додона, Молдова теперь будет нейтральной страной. Одним словом, Додон стал самым пророссийским политиком на постсоветском пространстве, и на его фоне даже «бацька» Лукашенко смотрится политиком со своей собственной позицией.

Внешнеполитический кульбит Додона в сторону Москвы - это только начало реализации амбициозного российского проекта в Молдове – долгосрочное закрепление Молдовы в орбите своего влияния путем федерализации республики. Ярым сторонником концепции федерализации страны выступает как раз Игорь Додон.

В те дни, когда в Украине в ноябре 2013 года начиналась «Революция достоинства», Игорь Додон в Кишинеу презентовал «Проект федерализации Молдовы» от имени его партии ПСРМ. Тогда он указывал, что федерализация является единственным способом урегулирования приднестровской проблемы, которую Республика Молдова не может решить на протяжении более двадцати лет. Согласно представленной концепции, в состав Федеральной Молдовы войдут Приднестровье и АТО Гагаузия. Исполнительная власть на территории субъекта Республики Молдова будет осуществляться федеральным президентом и федеральным правительством. «Проблема урегулирования приднестровского конфликта, носящая региональный характер, непосредственно затрагивает все аспекты и вопросы дальнейшего развития Молдовы – вопрос государственности, политический и идеологический аспекты, а также проблему развития молдавской нации и межэтнических отношений во всех регионах страны. Федерализация, по форме связанная с внутренней политикой, также представляет собой вопрос чрезвычайной важности на внешнеполитическом уровне, который предстоит решать с участием международных экспертов. Наши основные внешнеполитические партнеры (Брюссель, Берлин, Москва, Вашингтон) не раз давали нам понять, что они поддерживают идею федерализации Республики Молдова. Более того, тираспольские власти в большей степени готовы к диалогу, если будет рассматриваться идея федерализации страны. В этом контексте существует определенный консенсус, который мы сможем использовать для достижения нашей общей цели», - заявил Игорь Додон. 

В то время проект Додона никто в серьез не воспринял, и он даже приобрел имидж «одинокого федерала» и продолжателя дела коммуниста Воронина, который также был сторонником «федерализации», но в итоге ее слил, т.к. не мог допустить российского военного присутствия на территории страны. Важно подчеркнуть, что Игорь Додон на посту президента стремится реализовать российскую разработку, ведь, как известно, впервые идея урегулирования приднестровского конфликта путём федерализации была предложена в 2003 году специальным представителем президента Российской Федерации Дмитрием Козаком, и ее активно поддерживал лидер КПРФ Геннадий Зюганов.  В соответствии с так называемым «Меморандумом Козака», на территории Молдовы создавалась Федеративная Республика Молдова, субъектами которой являлись Приднестровская Молдавская Республика и Автономно-территориальное образование Гагаузия. Тезисы Додона в мелочах повторяют детали плана Козака, что может говорить о том, что внутренняя безопасность и будущее Молдовы под серьезной угрозой.

Чего только стоит недавнее заявление Додона о том, что стране не нужна армия, ведь в случае присоединения ПМР к Молдове должны быть «общая государственность, общая бюджетная, банковская системы, общая внешняя политика», но армия государству не нужна, так как Молдова – «нейтральная страна», и в ней не должно быть вооруженных сил «ни на левом, ни на правом берегах Днестра».

Из небытия вернулся и кремлевский куратор Молдовы Дмитрий Козак, которого Путин 24 июля 2018 года назначил спецпредставителем по торгово-экономическим отношениям с Республикой Молдова после 15 лет перерыва! Додон при этом заискивающе заявил, что «Дмитрий Козак — профессионал, нам предстоит обсудить, какие действия мы предпримем в двухсторонних отношениях. Естественно, отдельная тема — решение приднестровского вопроса».

Но на пути к реализации плана федерализации Молдовы от Додона-Козака стоит проевропейская часть молдавского политикума, олицетворенная Демократической партией. Именно она контролирует ситуацию в парламенте и правительстве. На это очень сетует И.Додон, ведь демократы не дают ему полностью реализовать задумку по «федерализации» страны. 2 августа 2018 года Додон подчеркнул, что правительство Молдавии, которое сформировала проевропейская Демократическая партия, не заинтересовано в решении проблемы Приднестровья. «Наше правительство боится решения приднестровской проблемы. Зачем демократам решать проблему Приднестровья? Им разве нужны еще 200 тыс. голосов пророссийских сил в легальном поле Молдовы?». Он также отметил, что кабинет министров «не заинтересован предоставить право голоса 600 тыс. молдавских мигрантов в России», которые традиционно голосуют за социалистов и другие партии, выступающие за сближение с РФ.

Как видим, Додон уже прямым текстом подчеркивает свою приверженность к Москве, и готовность перестраивать страну по присланным из Кремля инструкциям. Здесь важно выделить тезис Додона о том, что «присоединение Приднестровья к России», за которое проголосовали жители непризнанной республики на референдуме в 2006 году, «нереально». Это очень на руку Путину, у которого нет финансовых ресурсов для кормления приднестровских сепаратистов, и сейчас просто необходимо взвалить их на плечи молдавских властей. Как минимум, это пенсии для 140 тысяч приднестровских пенсионеров, на которые из бюджета РФ каждый месяц тратится 1,5-2 млн. $.

Додон и действующий лидер его партии ПСРМ Зенаида Гречаный огромные надежды возлагают на будущие выборы в парламент, которые намечены на февраль 2019 года. Текущий рейтинг ПСРМ близок к 50%, а это значит, что у Партии социалистов есть реальные шансы сформировать правительство и руководство парламента в результате парламентских выборов. В итоге Додон может сконцентрировать в своих руках всю полноту власти и провести через парламент любые решения, выгодные его кремлевским кураторам. В настоящий момент акцент делается на том, что стране нужен сильный лидер с широкими полномочиями, который выведет Молдову из хаоса и нестабильности, и принесет стране долгожданное «примирение» с Приднестровьем. Учитывая тот факт, что Россия продолжает гибридную агрессию против Украины, и одна из целей этой агрессии это ослабление украинской целостности путем федерализации, то уже сейчас, перед украинскими выборами, на примере Молдовы необходимо четко осознавать, что стоит за риторикой когорты пророссийских политиков в Украине, которые будут ратовать за примирение с «ЛДНР» и нормализацию отношений с Кремлем.

Российские диллемы-2019: два московских сценария для Украины

Выборы 2019 года для Молдовы будут иметь историческое значение, ведь они могут окончательно выпустить из бутылки российского джина, желающего на 100% завладеть страной. От исхода политических баталий в Молдове во многом будет зависеть выстраивание стратегии Москвы относительно конфликта на Донбассе. Как уже говорилось выше, «выборы» в «ЛДНР» перенесены на неопределенный срок, в частности, из-за ожиданий Кремля относительно реванша пророссийских сил в Украине.

Здесь уместно рассмотреть два сценария. Первый можно условно назвать «молдавским». Его суть состоит в навязывании Украине плана «федерализации», который до 2014 года активно продвигался «Украинским выбором» кума Путина – Виктора Медведчука.

На первом этапе Кремлю необходимо по возможности провести своего человека на позицию президента Украины. Перед выборами президента Украины в 2019 году Кремль уже запланировал несколько крупных пропагандистских мероприятий, направленных на создание выгодной информационной повестки и платформы для пророссийского кандидата. Проект курирует помощник Путина – Владислав Сурков. Уже анонсировано проведение 5-9 октября 2018 года на территории аннексированного Крыма конференции «Российско-украинские отношения: проблемы и перспективы» с привлечением российских и украинских экспертов и журналистов, а также представителей «ЛДНР», «ПМР», Республики Беларусь. Конференция инициирована Фондом публичной дипломатии им. А.М.Горчакова и Институтом миротворческих инициатив и конфликтологии, которые являются приближенными к Администрации президента РФ, т.е. к Суркову и российским спецслужбам. Целью этой конференции-дискуссии ставится организация диалога на экспертном уровне между представителями России, Украины и «ЛДНР», выработка платформы и рекомендаций для возобновления «дружеских и братских украино-российских отношений» на основе «существующего запроса на это со стороны определенных политических сил, бизнеса и гражданского общества по обе стороны границы».

Таким образом, прорабатывается темник для «кандидата партии мира», условного «украинского Додона», который будет транслировать месседжи о примирении с Донбассом, наработанные под контролем Москвы так называемой «украино-российской экспертной средой».

Такая платформа была выбрана не зря, ведь, согласно опросу, проведенному фондом Демократические инициативы совместно с социологической службой Центра Разумкова, 50% украинцев уверены, что «ради мира стоит соглашаться на компромиссы, но не на все», а на мир «любой ценой» согласны только 20% опрошенных.

Поскольку проблема урегулирования ситуации на Донбассе относится к приоритетным запросам украинского общества, пророссийский кандидат-популист, манипулирующий данной тематикой, вполне может рассчитывать на успех, особенно в случае массированной поддержки со стороны российских спецслужб и значительных денежных вливаний из кремлевских закромов.

Но даже в случае закрепления пророссийского человека на Банковой Москве будет необходимо обеспечить ему поддержку в парламенте. Вторым этапом сценария будет поддержка пророссийских сил, идущих в Верховную раду Украины. Если и здесь у россиян будут достигнуты успехи, и они сформируют вокруг «украинского Додона» парламентское большинство, то тут уже следует ожидать инициатив по внесению поправок в Конституцию Украины с целью продвижения федерального устройства. Хотя идея федерализации в настоящее время близка лишь 9% украинцев, РФ будет максимально прокачивать ее, как единственную панацею для воссоединения с неподконтрольными территориями Донбасса.  Как раз с этой целью в «ЛДНР» перенесены выборы на неопределенный срок в надежде на то, что к концу 2019 года властная конфигурация в Киеве претерпит радикальную трансформацию, заодно Москва может за это время устранить наиболее токсичных лиц из верхушек «ЛДНР» или «улучшить их имидж». Это нужно еще и для того, чтобы провести референдумы в «республиках» для их токсичной инкорпорации назад в состав Украины в формате автономий с широкими правами. Это будет только началом процесса федерализации Украины, ведь в планах Москвы, если брать за образец Молдову, очевидно будет наделение автономным статусом Закарпатья, где есть венгерское меньшинство, Буковины, где есть румынское меньшинство, а также Одессы, где, к примеру, об автономии могут заговорить болгары.

Учитывая имеющийся у Украины негативный опыт Крымской автономии, аннексированной РФ, парад новых автономий совсем не принесет стабильности для украинского народа, и будет вести к углублению расколов внутри общества, а в долгосрочной перспективе и новым утратам территорий. Так, возвращение Донбасса станет российским гамбитом, целью которого будет путем видимых уступок получить намного больше возможностей для разрушения украинской государственности.

В том случае, если «молдавский сценарий» в Украине не сработает, то тут Кремль уже полностью сбросит с себя примирительные одежды и будет применять «стратегию хаотизации» ситуации в Украине. Для этого тоже уже делаются первые шаги для репетиции масштабной дестабилизации. Недавние убийства «атошникив» и одновременно нападения на активистов в южных регионах маскируются под внутренние разборки из-за бизнеса или оппозиционную деятельность. Мол, «власть убивает патриотов». Эффект потери чувства безопасности был более чем ощутимым – мгновенно выросла напряжение в обществе, которое требовало от властей быстрых расследований и срочных ответов относительно заказчиков. Отдельного внимания заслуживают последние нападения на электрички группы людей в балаклавах, которые раскрашивают вагоны, бросаются камнями и брызгают ядовитым газом в окна. А также нападения на супермаркеты подростков в масках, которые не просто воруют, но и то сознательно провоцируют охранников. Независимо от причастности или непричастности России к упомянутым инцидентов, можно не сомневаться, что Кремль будет иметь в Украине цели организованы группы для массовых беспорядков. Не стоит сбрасывать со счетов заявления пророссийского народного депутата, олигарха Вадима Новинского, о вероятности «гражданской войны на религиозной почве».

Также возможна организация «третьего Майдана» в Киеве по итогам выборов президента, если кремлевский кандидат-миротворец не пройдет. При этом стоит ожидать максимальной эскалации ситуации на линии разграничения и попыток обвалить фронт в условиях паралича власти в украинской столице.

Начало спровоцированного массового гражданского противостояния в Украине может стать поводом для введения «российских миротворцев» для предотвращения кровопролития и фактической оккупации страны россиянами.

Таким образом, очередной электоральный цикл в Украине будет периодом повышенных рисков для украинской государственности. Пользуясь узкими местами демократических институтов, Россия снова будет навязывать украинцам свою повестку, как «мягкими», так и «жесткими» методами. Цель Кремля модифицировать Украину под свои потребности до неузнаваемости и отвернуть от пути европейского развития. Только консолидация украинской нации, ее здравомыслие и мудрость, возможность предвидеть негативные сценарии, подобные «федерализации Молдовы», способны привести к нейтрализации очередных «гибридных планов» России, использующей выборы, как способ восстановления своего подорванного влияния. 

Секция «Дельта» группы «Информационное сопротивление»

 
Наверх