В Украине готовятся начать строительство автодорог с использованием золошлаков. Это то, что остается на теплоэлектростанциях после сгорания угля. При строительстве или ремонте дорог эти отходы могут заменить песок и щебень. Так будет дешевле где-то на треть, говорят авторы новации, а материал – прочнее. Но пока это только разработка.
"Мы сейчас отрабатываем с профильными институтами "Укравтодора" соответствующее предложение. Мы знаем, что такую технологию используют в ряде европейских стран. Нам важно соблюдение просто экологических норм. Есть и другие требования к прочности, жесткости", -говорит Владимир Омелян, министр инфраструктуры.
Получится ли качественная и прочная дорога – проверяли в научно-исследовательском институте. Первые выводы: золошлаковые дороги не будут уступать обычным.
В Европе убедились: дороги с использованием золошлаков имеют технические преимущества, они более устойчивы к разрушению.
На украинских ТЭС лежат сотни миллионов тонн золы. Часть своих отходов сжигания угля ДТЭК утилизирует, но пока для производства цемента и бетона.
"Ежегодно в Украине производится около шести миллионов тонн золошлаков. Уровень утилизации золошлаков – достаточно низкий. Он колеблется от 1,5%, по отдельным станциям может доходить до 43%. В Европе этот показатель превосходит 90%. Весь цивилизованный мир смотрит на золошлаки не как на отходы, в отличие от Украины, а как на серьезную сырьевую базу для других отраслей экономики", – говорит Ирина Вербицкая, руководитель направления экологической безопасности ДТЭК.
Страны ЕС, США и Китай строить дороги из золошлаков начали несколько десятилетий назад. Украина тоже могла бы строить с золой. Есть даже Нацстратегия управления отходами и там возможности для этого предусмотрены. Впрочем, эксперты предполагают, что "дорожники" могут тормозить использования золошлаков, поскольку пытаются сохранить старые коррупционные схемы строительства автодорог. Решить экологическую проблему и проблемы дорог могут совместно власти, энергетические компании и строители дорог, говорят эксперты. Достаточно договориться, что строим в Украине дороги с золой, а природные материалы сохраняем.
Ранее мы уже писали о том, как можно использовать золошлаки от ТЭС.
Напомним, Омелян объяснил, почему нельзя починить все дороги в Украине.