Осенью прошлого года украинский
. Они, в том числе, вводят в Украине электронную систему здравоохранения eHealth. Законы начали действовать с 1 января, и больницы уже начали внедрять у себя электронную запись к врачу.eHealth – это система, которая поможет пациентам получать, а врачам – предоставлять качественные медуслуги. А также через нее государство будет контролировать, насколько эффективно тратятся выделенные на здравоохранение государственные деньги.
Электронная система состоит из центрального государственного компонента и частных информационных систем. В центральном компоненте хранится вся информация о больницах, врачах и пациентах.
Данные будут вноситься через медицинские информационные системы, которые больницы и поликлиники будут выбирать и устанавливать у себя. Через эти системы медучреждения могут вести электронную карту пациента, организовывать онлайн-запись к врачу, вести медицинскую документацию.
Пока к электронной системе подключились 697 медучреждений и 4727 врачей.
Сейчас медучреждения могут подключиться к одной из восьми доступных информационных систем Helsi, Medics, emsimed, medstar, MedCard, "Поліклініка без черг", "Доктор Алекс" и eLife. Этим системами больницы пользуются бесплатно.
Сайт "Сегодня" узнал, как заработали электронные очереди в больницах.
Прием через неделю
Поначалу электронная система здравоохранения будет охватывать первичную медицину – семейных врачей, терапевтов и педиатров. В будущем система позволит каждому украинцу быстро получить медицинскую информацию о себе, а врачам – правильно ставить диагноз с учетом полной информации о здоровье пациента. То есть больше не будет бумажных электронных карт и справок, которые теряются. Врачи будут выписывать электронные рецепты.
"Система нам нужна, чтобы воплотить реформу, когда деньги идут за пациентами. Чтобы мы точно знали, что врач сделал свою работу и получил за свои услуги деньги. Это первая цель, которую мы хотим достичь. До 2020 года, когда вся реформа вступит в силу, нам нужно будет внедрить внесение медицинских данных пациентов, чтобы пациент смог посмотреть онлайн свои справки, где он был, что ему назначили",– рассказал замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк во время презентации eHealth.
Фото: www.elm.su
Но стартом электронной медицины не все довольны.
Чтобы попасть к врачу киевлянке Екатерине пришлось ждать неделю. Перед визитом к доктору девушка позвонила в регистратуру, чтобы узнать, когда приемные часы у терапевта. Однако в поликлинике ей сказали записаться онлайн либо звонить в колл-центр.
"Я пришла на прием, подходит мое время по записи, собираюсь входить, как вдруг все вокруг начали возмущаться, и никакие онлайн-записи никого не интересуют. Когда врач вышла, она меня пропустила", – рассказывает она.
Записываться к еще одному врачу Екатерина не стала: "Я позвонила лору, в которого постоянно наблюдаюсь, и она тоже не в восторге от электронной очереди. Согласилась принять меня вне очереди", – добавляет она.
Больницам нужно перестроиться
Успешность онлайн-очереди будет зависеть от руководства больниц – им нужно перестроить свою работу, говорит Андрей Заяц, член Ассоциации e-Health. Еще одна проблема – медучреждениям не хватает компьютеров.
"Главная задача с которой сталкиваются больницы, когда вводят электронную систему – нужно перенастроить процессы. Становится видно, какой врач работает, а какой нет. И если в больнице номинально есть дежурный врач, то если работает электронная система, будет видно, есть ли он на месте, принимает ли он или нет", – отмечает Заяц.
По его словам, центральный компонент электронного здравоохранения уже запущен. Именно там хранятся реестры медучреждений, медработников и пациенты. Эти данные могут передаваться от одной системы до другой, то есть, если поликлиника меняет систему, то все данные, которые она вносила в одной системе, будут доступны в другой, поясняет он.
А то, что к врачу можно попасть только через месяц, показывает, что главврачу больницы нужно нанять больше врачей.
"Больницы сами создают расписание и делают его доступным на какой-то период. Они сами решают, на какой. Есть клиники, которые открывают запись на месяц, другие на неделю. Бывают ситуации, когда клиника перегружена, поскольку открывает запись на месяц, а пациенты быстро занимают первую неделю. Так бывает. Это сигнал для больницы, что таких-то врачей нужно больше", – добавляет Андрей Заяц.
Фото: Teamnet Dedalus
Но введение онлайн-записи на прием, не означает, что исчезнут другие способы попасть к доктору, говорит руководитель проекта "Поликлиника без очередей" Артур Верба."Например, "Поликлиника без очередей", позволяет вести учет всех пациентов, как бы они не попали к врачу. Пациент может записаться через регистратуру, по телефону, непосредственно у врача. Пожилой человек сидит на приеме у врача, если доктору назначает повторный прием, тогда он предлагает пациенту удобную для него дату и время и вносит в систему", – рассказывает он.
Электронная запись создается дополнительно ко всем вариантам, которые сейчас существуют, но не вместо.
Исходя из политики министерства, все клиники и больницы первичного звена, которые хотят получать деньги по новой модели финансирования должны применить у себя закон об автономизацию и подключиться к электронной системе, то есть выбрать одну из медицинских систем, которые подключены к центральному компоненту.
Напомним, ранее
.