Электронные направления на анализы появятся с 1 апреля: больному не надо будет идти за ними к врачу

Джерело:  censor.net.ua  /  08:35, 28 Березня 2020

Почему министр Емец не может остановить медреформу, какие больницы и клиники еще не подписали контракты с НСЗУ, что во время эпидемии должны делать семейные врачи и как государство планирует поддержать медиков, которые лечат пациентов с COVID-19 ? Об этом в блиц-интервью рассказала исполняющая обязанности главы Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) Оксана Мовчан

- С 1 апреля начнется второй этап реформы?

- Да. Чтобы реформа состоялась, была создана целая нормативная конструкция. И чтобы изменить реформу или остановить, необходимо менять все эти законы, постановления Кабмина, указы нескольких министерств.

- Но министр здравоохранения Илья Емец говорил, что нужно все остановить и подумать.

- Я его отлично понимаю, он только пришел на пост, а тут надо внедрять масштабные изменения по всей стране. Он был главврачом, он не до конца понимает, как работает большая инертная государственная машина. Ему казалось, что он может изменить или отменить реформу. Но министерство не всесильно. Чтобы что-то изменить, с этим должны согласиться и другие министерства – Минфин, Минсоцполитики. У министра Емца нет такой власти в руках, чтобы единолично принять такое решение. Это невозможно технически.

- Как идет подготовка ко второму этапу реформы?

- Медучреждения в течение трех недель подавали заявки на различные пакеты. Мы получили почти 10 000 заявок от 1771 медучреждения. Заявки подали и 109 частных медицинских учрежденийМы проверяли, могут ли все учреждения, которые подали заявки, оказывать такие услуги, каково наличие у них соответствующего персонала, оборудования, и в случае, если все было в порядке, подтверждали заявку. Когда собрали все заявки, посмотрели на тот объем денег, который выделило государство на медицинскую сеть, и сейчас распределили между всеми учреждениями. И сегодня начинаем рассылать основную часть контрактов по медицинской сети.

Почему говорю основную, потому что экстренка уже вся подписана. Со всеми 25-ю центрами экстренной медпомощи в стране, подписали двусторонние контракты. Они уже зарегистрированы в Казначействе. Вначале будет идти аванс, потом основные средства. И я даже не имею права приостановить этот процесс.

- Какой процент медучреждений уже подписали контракты?

- Подписана пока только экстренная помощь. Мы не могли подписывать отдельно с каждым медучреждением, только блоками. Одни в первые дни подали документы, другие тянули до последнего. Но работа построена таким образом, что мы не можем сделать финальный расчет, пока не примем все заявки. Поэтому мы обязаны были до 18.00 прошлого четверга ждать всех опоздавших, чтобы все подсчитать и выдать сумму контракта.

- Получается, что сумма контракта зависит не только от заявленного пакета, а от того, сколько медучреждений подпишут контракты?

- Да, и от суммы общего государственного бюджета. Мы работаем в рамках бюджета, который выделен на реализацию Программы медицинских гарантий и утвержден Верховной Радой. Этот бюджет определялся, исходя из данных по объему оказанных услуг в предыдущие периоды.

С сегодняшнего дня подписываем контракты по основной медицинской сети с более чем 1700 медучреждений.

- Это какой процент от всех медучреждений?

- Это полностью вся вторичка по 26 пакетам. Программа медицинских гарантий – это 72 млрд грн. Около 20 млрд это первичка, она уже подписана, больше 1500 медучреждений, это экстренная помощь – около 5 млрд грн, она тоже вся подписана, и вот около 45 млрд – сумма на более чем 1700 медучреждений – это вся остальная сеть.

- Можно сказать, что с 1 апреля все медучреждения вторички переходят на новую систему финансирования?

- Да. Все коммунальные медучреждения, которые стали коммунальными неприбыльными предприятиями, перейдут на новую систему финансирования. Деньги по контрактам с НСЗУ сразу будут приходить на банковский счет учреждения, и они будут распоряжаться ими по своему усмотрению, в рамках их финансового плана.

- А как быть с больницами и высокоспециализированной помощью – институтами НАНУ? С ними контракты подписаны?

- Для того, чтобы заключить контракт с НСЗУ и работать с нами по договору, медучреждения должны изменить свой юридический статус - стать КНП. А эти учреждения еще этого не сделали. И таким образом, пока не стали частью единого медицинского пространства.

Оксана Мовчан: Остановить медреформу невозможно технически 02

- Многие ли частные клиники присоединились ко второму этапу реформы?

- 109 подали заявки и с 80 мы подписали контакт. Они в основном подавались на приоритетные пакеты.

- Что это за пакеты?

- Лечение инсульта, инфаркта, роды, неонатология и 6 приоритетных диагностик выявлениях ранних стадий онкологических заболеваний.

- А консультативную помощь частники не хотят оказывать?

- Консультативная тоже есть, многие подавались на такие пакеты.

- И им подходит оплата по 49 грн за визит?

- Судя по всему, да. И это не "оплата за визит". Тут принцип такой, мы платим 4900 грн за готовность оказать 100 услуг. Некорректно просто делить эти цифры.

- Давайте обратимся к нынешней ситуации. Каким образом планируется финансировать медучреждения, которые занимаются лечением пациентов с коронавирусом?

- В программе медицинских гарантий среди 27 пакетов есть терапевтический – он, среди прочего, покрывает стационарное и амбулаторное лечение пациентов с коронавирусом, лечение пневмонии, в том числе. С 1 апреля такая помощь будет оказываться в рамках этого пакета.

Оксана Мовчан: Остановить медреформу невозможно технически 03

- Но лечение тяжелой вирусной пневмонии плюс необходимость предпринимать целый ряд мер по карантину требует намного больших денег. Это предусмотрено?

- Сейчас правительство обсуждает дополнительные резервы, чтобы взять под контроль ситуацию с вирусом. Что мы уже сделали? Во-первых, мы подали предложения в МОЗ и Минфин из резервов, которые есть в этих 72 млрд грн программы медицинских гарантий выделить около 460 млн грн, чтобы в первом квартале поднять на 30% тариф по экстренной помощи.

Мы понимаем, что экстренка – это будет первая линия, которая принимает на себя этот удар, и мы хотим, чтобы они знали, что у них будет больше денег, чем обычно.

Во-вторых, тоже из программы медицинских гарантий выделили 906 млн. грн, и они уже решением Кабмина переданы в субвенцию на регионы - для поддержки больниц в период пандемии. Они смогут использовать эти дополнительные средства для поддержки своей деятельности в борьбе с вирусом, чтобы быть в состоянии оказать своевременную и качественную помощь пациентам с коронавирусом. Распределение этих денег внутри региона - будет производиться по решению местных администраций. Это будет их резерв оперативного реагирования на потребности их медучреждений.

Также сейчас идут переговоры с Минфином и МОЗ относительно того, как еще можно дополнительно поддерживать врачей, которые будут непосредственно работать с пациентами с коронавирусом.

Одно из предложений, которые вы слышали, это увеличить зарплаты медикам, которые будут вовлечены в лечение коронавируса. Мы сейчас обсуждаем, какой механизм наилучшим образом подходит для того, чтобы эти деньги были распределены быстро – в течение ближайших недели-двух, и чтобы можно было отследить их использование.

Кроме того, НСЗУ предлагает ввести дополнительный 28-й пакет услуг – для оказания помощи пациентам с COVID-19. НСЗУ, благодаря электронной системе здравоохранения может в режиме реального времени видеть, как растут потребности у той или иной больницы по регистрируемым случаям каждого пациента, и мы можем тут же эти случаи оплачивать. Плюс, второе преимущество – ведение электронных записей позволяет в реальном времени видеть, где увеличивается поток пациентов, где увеличивается нагрузка на врачей и куда нужно направлять деньги.

- Для лечения пациентов с коронавирусом выделены опорные больницы. Они все подписывали контракт с НСЗУ на этот пакет по лечению пневмонии? Не получится ли так, что кто-то не подписал, и может с 1 апреля остаться без финансирования?

- Перечень больниц для лечения пациентов с COVID-19 уточняется и будет опубликован сегодня-завтра.. Предложенный НСЗУ подход подразумевает несколько так называемых волн подключения больниц для лечения коронавируса, в зависимости от скорости и тяжести разворачивания эпидемии. Критерии выбора больниц включают в себя, в первую очередь, их мощность и оснащенность. Все больницы, которые определены для лечения пациентов с коронавирусом, подпишут контракт с НСЗУ. Они не останутся без финансирования.

- Предусмотрены ли дополнительные меры для семейных врачей? Ведь, по идее, они первыми должны сталкиваться с такими пациентами?

- В нынешней ситуации главная задача семейных врачей – консультирование пациентов и их маршрутизирование. Как только у пациента возникает экстренная ситуация или просто ухудшение здоровья, он первый звонок, не визит, должен сделать семейному врачу. А семейный врач должен дать пациенту правильные рекомендации, чтобы тот не создавал угроз ни своему здоровью, ни здоровью окружающих.

Кстати, к проблеме подключились мобильные операторы. Которые выделяют дополнительные минуты семейным врачам, чтобы они могли общаться со своими пациентами.

- Но ведь пациент не всегда подозревает, что он заразился коронавирусом, он приходит к семейному врачу, возможно, и по другому поводу. В любом случае, врач первички больше других рискует столкнуться с такими пациентами и заболеть.

- Поэтому, учитывая опыт других стран, мы рекомендуем переходить на телекоммуникационную связь. Если человеку плохо, он должен звонить врачу первички и ждать его рекомендаций. И может быть намного больший вред, если человек сам пойдет в больницу, потому что без особой надобности лучше не покидать квартиру.

- А если человеку нужно сдать анализы? В любом случае ему нужно получить направление, электронные пока еще не работают.

- Электронные направления появятся уже с 1 апреля.

- Эпидемии могут быть разного характера, могут приводить не только к вирусной пневмонии, но и к другим последствиям. Есть ли у вас такие запасные варианты универсальных решений?

- Новая система финансирования, которую сейчас внедряет НСЗУ, позволяет быстро и эффективно реагировать на вызовы, с которыми будет сталкиваться система. Быстрое перераспределение денег туда, где они нужнее, например, в регион с наибольшим распространением вируса, наличие достоверных электронных данных, на основе которых можно принимать взвешенные решения, - все это позволяет системе здравоохранения четко и эффективно работать в любой ситуации.

 Татьяна Галковская

Вгору