За несколько лет Россия прошла путь от стадии "Тополь санкций не боится" до признания того, что санкции все же вредят, и осторожного ожидания, что будет дальше.
Предстоящий так называемый "кремлевский доклад", который Минфин США собирается обнародовать в конце января, как раз из того разряда, когда ожидание связано с серьезными опасениями и в прямом смысле пугает многих российских топ-чиновников.
Из всего массива разнообразных "черных списков" этот документ можно и нужно выделять – он, по сути, стоит особняком. И уже стал поводом для поиска выхода из ситуации, вплоть до откровенного лоббизма и поездок в США некоторых из российских топов и их представителей с целью убрать свое имя из будущего списка.
О докладе известно мало, поскольку его окружили серьезной секретностью. Но все же кое-что известно. Вот о том, что это за "кремлевский доклад" и что о нем можно сказать более-менее конкретного, и поговорим.
CAATSA
Фото из открытых источников
Для начала нужно понимать, что "кремлевский доклад" - это следствие вот этой аббревиатуры. Речь идет о законе "О противодействии противникам США посредством санкций" (CAATSA), подписанном в прошлом году Дональдом Трампом.
Этот закон ввел набор так называемых вторичных санкций – мер против неамериканских лиц, сотрудничающих с запрещенными российскими секторами, проектами и лицами. То есть, подход стал похож на санкционные программы против Ирана и КНДР.
Документ, в частности, обязывает президента вводить санкции против иностранных финансовых институтов (банки, брокеры и т. д), о которых американскому Минфину известно, что они содействуют "значительным финансовым транзакциям" в интересах россиян, внесенных в санкционный список в связи с конфликтом в Украине.
Еще одной важной деталью стали как раз персональные санкции. Принятие закона CAATSA и обязало Министерство финансов США до 29 января предоставить на рассмотрение Конгрессу список высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, приближенных к руководству нынешней России и конкретно к Путину. Именно этот список и прозвали...
"Кремлевский доклад"
Известия
Итак, как уже написано выше, есть крайняя дата, когда этот список должен быть представлен – 29 января.
Согласно ст. 241 CAATSA, документ должен включать в себя информацию об отношениях фигурантов списка с президентом России Владимиром Путиным, об их причастности к коррупции, чистом капитале и источниках дохода, а также об активах родственников.
Это не санкционный список, и он не имеет прямой юридической силы. То есть, появление фамилии какого-либо чиновника или бизнесмена в "кремлевском докладе" не означает автоматическое введение против него санкций.
Его должны заслушать по три комитета в каждой из палат: по иностранным делам, финансам и банковской деятельности.
При этом, пока лишь подразумевается, что за докладом должны последовать конкретные шаги властей в сторону введения санкций.
Документ готовится в режиме максимальной секретности, однако примерный размер списка уже озвучен источниками: фигурантами "кремлевского доклада", по данным "Коммерсанта", могут стать более 50 человек, а с членами семей – до 300.
В СМИ назвали фамилии потенциальных фигурантов списка: Олег Дерипаска, Михаил Фридман, Алишер Усманов, Роман Абрамович, то есть максимально серьезные фигуры среди российских бизнесменов.
Скорее всего, именно с этими персонами и связано появление новостей о том, что часть российских бизнесменов ищет способы не попасть в список: нанимают лоббистов в Вашингтоне, проводят "стресс-тесты" потенциального влияния доклада на свои инвестиции и даже избавляются от зарубежных активов.
Reuters опросило два десятка человек в деловых и политических кругах России. Некоторые рассказали об "атмосфере страха и беспокойства" среди бизнесменов, которые боятся попасть под американские санкции.
"Люди в напряге. Ситуация подвешенная. Признают тебя близким к Путину — поди докажи, что это не так. Судиться за свои активы против США трудно", — заявил источник СМИ из крупной российской компании.
Позиции сторон
"РИА Новости"
Дональд Трамп критически относился еще к принятию CAATSA, который, впрочем, позже подписал. Он считал, что принятие такого закона "ограничивает дипломатические маневры".
Касательно его реакции на "кремлевский доклад" на сегодня звучат два основных мнения: 1) Он попытается каким-то образом обойти вниманием этот список, либо же по возможности максимально уменьшить ущерб для фигурантов, чтобы окончательно не портить отношения с Владимиром Путиным. 2) Конгресс "задавит" президента и заставит действовать после публикации документа.
В СМИ склоняются ко второму варианту, напоминая о недавнем докладе демократов "Путинская асимметричная атака на демократию в России и Европе: последствия для национальной безопасности США".
В документе Россию обвиняют в попытках "подорвать демократические институты" западного мира, а Трампа – в неспособности этому противостоять.
Несмотря на то, что в итоге его не подписали республиканцы, появление и рассмотрение такого доклада является серьезным сигналом к возможному объединению двух американских партий в контексте требований о новых санкциях, которые, по мнению многих сенаторов, должны быть задействованы не только из-за "украинского вопроса", но и в связи с хакерскими атаками на США.
В случае объединения маневрировать Трампу будет очень тяжело.
В самом же Кремле устами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова ответили на будущее появление документа вполне ожидаемо: возможны контрмеры, но решение о них будет принимать Владимир Путин.
"Принцип взаимности остается краеугольным камнем", - подчеркнул Песков, впрочем добавив, что сначала все надо как следует изучить.
Последствия
Пресс-служба Президента России
Могут быть серьезными. Будущие санкции чреваты серьезными экономическими потерями для бизнесменов из окружения Путина.
Вторичные санкции, предусмотренные CAATSA, могут дотянуться до любых российских и иностранных компаний, у которых есть "существенные бизнес-отношения" с фигурантами санкций. Это подразумевает заморозку счетов, лишение экспортных лицензий, ограничение кредитов и т. д.
По мнению Politico, главная задача "кремлевского доклада" — заставить российские элиты и Владимира Путина серьезно дистанцироваться друг от друга.
Что получится в итоге – станет ясно уже после 29 января – даты, когда доклад будет официально представлен Конгрессу. То есть, совсем скоро.